Почему менеджмент в финсфере отказывается от готового софта и создаёт свои решения, и причем здесь ИИ. вайб-кодинг.. вайб-кодинг. вайбкодинг.. вайб-кодинг. вайбкодинг. инвестиции.. вайб-кодинг. вайбкодинг. инвестиции. искусственный интеллект.. вайб-кодинг. вайбкодинг. инвестиции. искусственный интеллект. Управление проектами.. вайб-кодинг. вайбкодинг. инвестиции. искусственный интеллект. Управление проектами. финансы.. вайб-кодинг. вайбкодинг. инвестиции. искусственный интеллект. Управление проектами. финансы. Финансы в IT.

Мне бы хотелось поделиться некоторыми впечатлениями по итогам Всемирного экономического форума-2026 в Давосе. Думаю, что они могут быть полезными для ИТ-специалистов.

Известно, что ВЭФ — это ежегодная встреча руководителей крупнейших финансовых компаний. Тот же Ларри Финк, глава крупнейшего инвестиционного фонда в мире BlackRock, является сопредседателем форума.

Но, что примечательно. В этот раз очень много обсуждений (а самое интересное — это часто в кулуарах между официальными презентациями) строилось не столько просто про искусственный интеллект (ИИ), а какие перспективы у классического ИТ-сектора в связи с этим.

1. Вайбкодинг: каждый сотрудник — разработчик

Слово вайбкодинг, которое ещё полгода назад воспринималось как шутливый процесс написания кода неспециалистами, звучало в Давосе совсем по другому.

Сразу скажу: финансовый мир — достаточно закрытая система. В ней все опасаются, что конкуренты обгонят. Про самые крутые «фишки» говорят  в паблик только тогда, когда уже появляется ещё что-то, не менее крутое.

Но всё же, не вдаваясь в детали, общий знаменатель разговоров — это постепенный отказ от стороннего софта и переход полностью к корпоративным разработкам. Для меня сам этот тезис неудивителен. 

В «Открытие Брокер», в самый разгар пандемии COVID-19, мы запустили дистанционную Фабрику инноваций с акцентом на максимизации ресурса корпоративных ИТ-разработок. 

Тогда в мире много говорили о блокчейне, и мы в организации также активно внедряли распределенный реестр — к нему вернусь чуть позже. Были и первые элементы ИИ — в общем, было понятно, к чему всё движется. 

Что же мы имеем сейчас?

Насколько я знаю, все ведущие банки, инвестфонды и брокерские компании в мире обзавелись уже ИИ-фабриками. В рамках этих структур создаётся софт, а поставщики известных нейросетей тоже не дремлют. 

Помимо того, что и у них идёт всё больше переход на создание кода с помощью ИИ, так и акцент в бизнес-модели смещается с того, чтобы зарабатывать несколько десятков или сотен долларов в месяц с каждого физлица за платную подписку на их сервисы, а сосредотачиваться на корпоративном секторе. У той же Anthrophic (создателя Claude) сейчас около 80% бизнеса — это B2B.

То есть, такие компании — провайдеры нейросетевых решений — сейчас перехватывают рынок у классического ИТ-сектора, предлагая свои решения. 

Но это всё так работает, если брать нефинансовые юрлица — у банков и брокеров ситуация иная: там сейчас активно замещают в принципе любой сторонний софт с помощью вайбкодинга.

Иногда я вижу, какой-то скептицизм к вайбкодингу, что, мол, всё это не работает. Могу подтвердить, что всё работает, но, конечно, дело всё в нюансах.

2. Кризис доверия к стороннему ПО в финансах

В глобальной финансовой отрасли не сегодня появилось растущее недоверие к стороннему ПО. Если попытаться объяснить почему, то дело в том, что готовые решения не полностью покрывают специфику: например, премиум-брокериджа или private equity (инвестиции в акции компаний не торгуемых на бирже).

Я уж не говорю про private credit (предоставление займов небанковскими структурами на индивидуальных условиях, без вывода долговых инструментов на биржу), на котором сейчас, кстати, держится всё ключевое финансирование всех известных нейросетей в мире. 

После того, как в США, да и в ЕС также, после кризиса 2008-2009 гг стали закручивать гайки банковского кредитования, private credit получил толчок к развитию.

Понятно, что без современного развития ИИ всё равно был бы в ходу сторонний софт, но часто в любом случае приходилось создавать свои альтернативы. В том числе, так как нужно было бы обеспечить 100% защиту от утечки информации на сторону.

Где и кто может дать такую гарантию по стороннему ПО? Но возникает вопрос — а разве по написанному внутри компании софту такая гарантия есть? У всех обсуждавших этот вопрос в Давосе были разные мнения.

3. Финансовый сектор первый почувствовал изменения

Что ж, мы, в финансовом секторе, стали первопроходцами масштабного применения вайбкодинга, хотя об этом не говорится много в паблике. Но факт — есть факт, и значит нам и отвечать, как гарантировать, чтобы не было каких-то уязвимостей у написанного таким образом софта.

Тут получается вот так. С помощью вайбкодинга выходит сэкономить очень-очень большие суммы денег на непосредственно программировании. Менеджмент некоторых банков и брокеров уже спешит тем самым увеличить показатель ROE, отдачи на собственный капитал, пытаясь выглядеть выигрышно в глазах владельцев бизнеса.

Но я бы не спешил. Лучше высвобождающиеся ресурсы направить на внедрение блокчейна во все процессы, связанные с созданием корпоративного ПО.

4. Будущее: децентрализация и безопасность

Ведь что мы видим. Создаётся код, далее его правит человек. На выходе — продукт, в котором есть что-то от ИИ, что-то от человека. И надо чётко понимать, что ошибки могут быть и там, и там. И нужно знать, где, на каком этапе они возникали, и быть уверенным, что в записи этой последовательности событий потом не было каких-то изменений. А это может гарантировать блокчейн.

Потом, я сторонник того, чтобы корпоративный софт создавался не на базе общедоступных нейросетей, а на базе корпоративной большой лингвистической модели (LLM). Кто-то скажет — это дорого! 

Но так нам нужна модель, которая обучена на конкретную специфику, например, private credit или на работу с современными финтех новациями. А вот это по силам финансовым организациям.

Почему от общедоступных LLM банки, инвестфонды, брокеры в мире стали отказываться, о чём много говорилось в кулуарах Давоса? Так дело в том, что нет какой-то гарантии, что вводимая в качестве запроса информация не уйдёт налево. 

И это не только про индексацию ИИ-чатов в интернете. Понятно, что многие нейросети предлагают опцию избежать этого, но информация всё равно сохраняется, причём на каких серверах и в каких странах — об этом умалчивается. 

Те же вопросы возникают и в связи с популяризацией рядом компаний, управляющих известными нейросетями, ИИ-агентов, которые будут сами или под минимальным человеческим контролем брать на себя операционные процессы в финансовом бизнесе. 

Но где контроль, где гарантия, что не будет утечек информации, галлюцинаций ИИ? И, скажем прямо, даже контролирующий ИИ-агентов человек может также ошибаться (случайно или умышленно), так что нужна система, когда ошибки вылавливаются ещё до того, как они могут оказать существенное влияние на ключевой параметр любой финансовой услуги — доверие. 

Главный вызов — не написание кода, а обеспечение устойчивой его работы, соответствия регуляторным нормам и интеграции с другими внутренними системами организации. А это значит, что весь процесс заводится на блокчейн, а создание кода происходит в корпоративной нейросети.

Специфика финансового вайбкодинга также предполагает повышенное внимание к безопасности. Дело в том, что нельзя создать какой-то «чистый» софт, а потом в него заводить данные. 

Само ПО очень сильно зависит от того, какие данные будут в него вноситься, причём финансы — это не только про цифры, а про множество нечисловой информации. 

Финсектор критически зависит от настроений, эмоций и даже от того, о чём мечтают клиенты. Успех корпоративной стратегии — это умение предвосхищать мечты, увидеть, что захотят клиенты завтра, чтобы подготовиться сегодня. 

Информация, которая используется при разработке, тестировании корпоративных нейросетей и ПО, обладает ценностью, чтобы допустить даже малейшую вероятность её утечки. Поэтому такой акцент делается и будет делаться на создании своих решений, тем более, что появились технологии, которые позволяют это осуществить.

Автор: ktserazov

Источник

Rambler's Top100