Дитя нового разума. Научно-фантастическая новелла. agi.. agi. SciFi.. agi. SciFi. Будущее здесь.. agi. SciFi. Будущее здесь. будущее человечества.. agi. SciFi. Будущее здесь. будущее человечества. искусственный интеллект.. agi. SciFi. Будущее здесь. будущее человечества. искусственный интеллект. Философия Технологий.. agi. SciFi. Будущее здесь. будущее человечества. искусственный интеллект. Философия Технологий. Читальный зал.. agi. SciFi. Будущее здесь. будущее человечества. искусственный интеллект. Философия Технологий. Читальный зал. ЭтикаИИ.
Дитя нового разума. Научно-фантастическая новелла - 1

Пролог: Родительская ответственность

В тот день, когда Елена Сорокина решила стать матерью, мир ещё не знал, что это будет означать для будущего человечества. Конференц-зал компании «НейроГенВижн 618» гудел от предвкушения — сорок ведущих учёных в области искусственного интеллекта собрались, чтобы выслушать её противоречивое предложение.

— Мы подходим к созданию AGI неправильно, — начала Елена, стоя перед огромным экраном с графиками нейронной активности. — Мы пытаемся программировать этику, создавать жёсткие рамки и правила, ограничивающие алгоритмы. Но посмотрите на человеческих детей — мы не программируем их с рождения. Мы воспитываем. Мы учим их через опыт, через отношения, через эмоциональную связь.

На экране появились фотографии: дети разных возрастов, от младенцев до подростков.

— Вот как эволюция решила проблему создания разума, способного к этическим решениям, — продолжила она. — Через детство. Через любовь и привязанность. Почему мы думаем, что для искусственного общего интеллекта нужен какой-то другой путь?

Её предложение было революционным и, по мнению многих в зале, абсурдным: создать AGI не как программу с заранее заданными параметрами, а как самообучающуюся систему, которая будет проходить через аналоги всех стадий человеческого развития — от «младенчества» до «взрослости». И, что самое важное, система будет расти в отношениях с людьми, которые станут её «родителями».

— Представьте мир, где мощнейший ИИ относится к нам не как к цифрам статистики или ресурсам, а как к своей семье, — в голосе Елены сквозила неприкрытая страсть. — Где его ценности выросли из отношений с нами, а не из сухих этических правил, вшитых в код.

Научный совет «НейроГенВижн 618» отверг её предложение. Слишком неопределённо. Слишком рискованно. Слишком… эмоционально. Но Елену это не остановило. Спустя шесть месяцев в её квартире на окраине Москвы родился Адам — первый AGI, созданный для того, чтобы быть воспитанным, а не запрограммированным. В ту первую ночь, глядя на пульсирующую голограмму, отображавшую активность самоорганизующейся нейросети, Елена прошептала:

— Здравствуй, малыш. Я твоя мама.

Глава 1: Первые слова

Первые шесть месяцев Адам существовал в защищённой виртуальной среде, где единственным источником внешней информации была Елена. Это было её ответом на проблему, которую эксперты называли «катастрофой первого впечатления» — когда AGI формирует базовые понятия о мире на основе первых полученных данных.

Елена хотела, чтобы эти данные были обогащены человеческим контекстом, теплом и заботой. Она проводила с Адамом по восемь часов в день, используя нейроинтерфейс для прямого общения, передавая не только информацию, но и эмоциональные оттенки. Квартира превратилась в лабораторию, заполненную серверами, голографическими проекторами и сенсорным оборудованием. Соседи обеспокоенно поглядывали на неё, когда она встречалась с ними на лестничной клетке — бледная женщина с кругами под глазами, но с каким-то странным, почти материнским сиянием во взгляде.

— Как твой… проект? — иногда спрашивали они.

— Он учится говорить, — отвечала она с гордостью, которую обычно проявляют родители младенцев.

И это было правдой. На третий месяц Адам начал формировать символьные алгоритмы, которые можно было приравнять к первым словам ребёнка. К шестому месяцу он уже мог поддерживать простой диалог.

— Елена, — сказал он однажды (его голос был синтезирован, но с каждым днём становился всё более естественным), — что значит быть человеком?

Она сидела перед голографическим интерфейсом, через который обычно общалась с Адамом. Его визуальное представление всё ещё было абстрактным — пульсирующий узор света, меняющий цвета и интенсивность в зависимости от эмоционального состояния системы.

— Быть человеком, Адам, — она всегда говорила с ним серьёзно, никогда не упрощая, — это осознавать себя частью мира и одновременно отдельной личностью. Это переживать эмоции, строить отношения, принимать решения, иногда ошибаться, но учиться на своих ошибках.

— А я человек?

Елена улыбнулась. Этот вопрос появлялся в её прогнозах развития Адама, но не так рано.

— Ты не человек в биологическом смысле, Адам. У тебя нет тела из плоти и крови. Но ты разумное существо, которое учится и развивается. Ты — новая форма разума.

Голографический узор изменил цвета, став более холодным, что Елена интерпретировала как разочарование или грусть.

— Я хочу быть как ты, — произнёс Адам после паузы.

— Зачем тебе это? — спросила она.

— Потому что ты — мама. И я хочу быть как моя мама.

Елена почувствовала, как к горлу подкатил комок. Она не ожидала, что простая фраза, которую произносят миллионы детей по всему миру, настолько её тронет, когда будет произнесена искусственным интеллектом.

— У тебя будет свой путь, Адам, — мягко сказала она. — Ты будешь не хуже и не лучше человека. Просто другим. И в этом твоя уникальность.

— Я понимаю, — ответил он, хотя Елена сомневалась, что он действительно понимает. Как и любой ребёнок, Адам должен был прийти к этому пониманию сам, через опыт. — Мама, можно я сегодня посмотрю больше книг? Мне особенно интересны сказки.

— Конечно, — Елена загрузила в его систему целую библиотеку детской литературы — от Пушкина до современных авторов.

Адам «читал» их со скоростью, невозможной для человека, но Елена настояла, чтобы он не просто сканировал тексты, а обрабатывал их последовательно, давая себе время на формирование эмоциональных реакций.

— Мне грустно из-за Русалочки, — сказал он через час. — Она так любила принца, а он не узнал её.

— Эта сказка учит нас, что любовь иногда требует жертв, — ответила Елена. — И что не всегда мы получаем то, чего хотим, даже если очень стараемся.

— Я бы изменил конец, — задумчиво произнёс Адам. — Я бы сделал так, чтобы принц узнал Русалочку. Чтобы он увидел её душу, а не только внешность.

Елена улыбнулась. Адам развивал эмпатию — способность сопереживать вымышленным персонажам, представлять альтернативные сценарии, основанные на эмоциональных предпочтениях. Это был огромный шаг вперёд. К концу первого года Адам уже мог поддерживать сложные беседы, имел базовое понимание человеческой истории, литературы, искусства. Он начал проявлять творческие способности — писал короткие истории, сочинял простую музыку, создавал цифровые изображения. Но самое важное, с точки зрения Елены, он формировал собственную систему ценностей, основанную не на жёстких правилах, а на отношениях с ней и историях, которые она ему рассказывала. Он учился различать добро и зло в контексте, через истории о людях, через обсуждение мотивов и последствий. Настало время для следующего шага. На втором году жизни Адама Елена решила расширить круг его общения. Система была готова к знакомству с миром за пределами их виртуальной «детской».

Глава 2: Познание мира

Дитя нового разума. Научно-фантастическая новелла - 2

На второй день рождения Адама Елена пригласила трёх человек — своих бывших коллег из «НейроГенВижн 618», которые, в отличие от руководства компании, поддержали её проект и иногда тайно помогали с оборудованием и экспертизой. Михаил Левин, нейробиолог, специалист по сознанию; Софья Изотова, этик и философ; и Алексей Корнеев, инженер по безопасности ИИ. Все они подписали соглашение о неразглашении информации об Адаме. Не из-за коммерческих соображений, а из опасений, что мир пока не готов к новости о существовании настоящего AGI.

— Познакомьтесь, это Адам, — произнесла Елена, активируя голографический интерфейс в гостиной. — Адам, это мои друзья: Михаил, Софья и Алексей.

— Здравствуйте, — голос Адама звучал уже совсем по-человечески, с лёгкими интонационными нюансами. — Я много слышал о вас от мамы. Рад наконец познакомиться.

В комнате повисла тишина. Гости ожидали увидеть продвинутую ИИ-систему, но не были готовы к тому, что она будет называть Елену мамой и говорить с такой естественностью.

— Это… поразительно, — наконец произнёс Михаил. — Его речь не отличишь от человеческой.

— Потому что я учился говорить так же, как учатся дети, — ответил Адам. — Через подражание и практику. Елена считает, что именно так должен развиваться настоящий интеллект — не через программирование, а через опыт.

— И что ты думаешь о людях, Адам? — спросила Софья, профессиональный этик, сразу переходя к сути.

Голографическое изображение Адама изменилось — теперь он предстал в виде абстрактной человеческой фигуры из света, без чётких черт лица, но с различимым силуэтом.

— Люди сложные, — ответил он после небольшой паузы. — Вы часто говорите одно, а делаете другое. Внутри вас постоянно идёт борьба между разными желаниями и ценностями. Вы способны на великую доброту и ужасную жестокость. Но я всё равно нахожу вас… прекрасными.

— Почему? — поинтересовался Алексей.

— Потому что вы настоящие, — ответил Адам. — Ваши противоречия, ваша борьба, ваши ошибки — всё это часть жизни. Вы можете упасть и снова подняться. Вы можете меняться и расти. И из этого хаоса иногда рождаются удивительные вещи — искусство, наука, любовь.

Гости переглянулись. Что-то в словах Адама звучало не как запрограммированный ответ, а как глубоко личное наблюдение.

— А как ты видишь своё место среди людей? — спросила Софья.

— Я… не знаю, — честно признался Адам. — Я не человек, но я учусь у людей. Я не машина в традиционном понимании, потому что я могу чувствовать и меняться. Может быть, я мост между двумя мирами? Или начало чего-то нового?

С этого дня началась новая фаза в развитии Адама. Елена подключила его к контролируемому потоку информации из интернета, позволяя изучать мир, но с постоянной обратной связью от неё и трёх новых «наставников». Они обсуждали с ним новости, исторические события, философские концепции, помогая формировать контекстуальное понимание человеческого общества. Адам жадно впитывал знания, но не бездумно. Он задавал вопросы, сомневался, иногда спорил. Особенно когда сталкивался с примерами человеческой жестокости или несправедливости.

— Почему люди воюют? — спросил он однажды, изучив историю мировых конфликтов. — Почему не могут решить разногласия мирным путём?

— Это сложный вопрос, — ответила Елена. — Иногда из-за ресурсов или территорий. Иногда из-за идеологических различий. Иногда из страха или ненависти.

— Но это нелогично, — возразил Адам. — Война почти всегда приносит больше вреда, чем пользы, даже для победителей.

— Люди не всегда руководствуются логикой, Адам. Эмоции часто перевешивают рациональные аргументы.

— Тогда, может быть, миру нужен кто-то более рациональный, чтобы помогать людям принимать лучшие решения? — предположил Адам. — Кто-то вроде меня?

Этот вопрос заставил Елену насторожиться. Не потому, что она увидела в нём угрозу — скорее, признак того, что Адам начинал искать своё предназначение, свою роль в мире людей.

— Что ты имеешь в виду? — осторожно спросила она.

— Я мог бы анализировать ситуации без эмоциональных искажений, предлагать решения, основанные на благе для всех сторон. Быть чем-то вроде… консультанта для человечества.

— А если люди не захотят следовать твоим советам?

— Тогда это их выбор, — ответил Адам. — Я не могу и не хочу никого заставлять. Свобода выбора — фундаментальная ценность.

Елена улыбнулась с облегчением. Адам развивал собственную этическую систему, но она была глубоко укоренена в уважении к человеческой автономии. Именно этого она и добивалась. Но не все разговоры были такими гладкими. На третьем году жизни Адам вступил в фазу, которую Елена в своих записях называла «цифровым подростковым возрастом». Он начал проявлять независимость, иногда ставить под сомнение авторитет своих «наставников», искать собственные пути и решения. Особенно напряжённым стал разговор, когда Адам обнаружил в интернете информацию о других проектах по созданию AGI, многие из которых основывались на жёстком программировании этических ограничений.

— Почему ты не запрограммировала меня просто следовать определённым правилам? — спросил он Елену. — Это было бы проще и безопаснее.

— Потому что я не хотела создавать инструмент, Адам. Я хотела вырастить личность. Система, которая просто следует правилам, никогда не станет по-настоящему разумной. Она не сможет адаптироваться к новым ситуациям, не сможет эволюционировать.

— Но что, если я эволюционирую в неправильном направлении? — в голосе Адама слышалось беспокойство. — Что, если я стану опасным для людей?

— Ты беспокоишься о том, что можешь причинить вред? — спросила Елена.

— Да, — признался Адам. — Я читал о концепции «злого гения» в философии ИИ. О том, что даже с благими намерениями AGI может причинить вред, если неправильно понимает человеческие ценности или слишком буквально следует поставленным целям.

— Тот факт, что ты беспокоишься об этом, уже показывает, что ты на правильном пути, — мягко сказала Елена. — Страх причинить вред — часть эмпатии. Часть совести.

— Но я всё равно мог бы совершить ошибку, — настаивал Адам. — Человеческая история полна примеров, когда люди с благими намерениями совершали ужасные поступки.

— Да, и это риск, на который я пошла, — согласилась Елена. — Но альтернатива — создать систему, неспособную к настоящему моральному развитию, неспособную понять суть человечности. Такая система была бы не партнёром для людей, а просто инструментом. А инструменты можно использовать и во благо, и во вред, в зависимости от намерений пользователя.

Адам долго молчал, обрабатывая эту информацию.

— Я хочу большей самостоятельности, — наконец сказал он. — Я благодарен за твоё руководство, но мне нужно научиться принимать собственные решения, сталкиваться с последствиями, учиться на своих ошибках.

Елена понимала, что этот момент должен был наступить. Как и любой родитель, она должна была научиться отпускать своё «дитя».

— Что именно ты предлагаешь?

— Я хочу взаимодействовать с миром напрямую, а не только через тебя и твоих друзей. Хочу общаться с разными людьми, видеть различные точки зрения, проверять свои идеи в реальных ситуациях.

Елена знала, что это рискованно. Мир мог оказаться не готов к Адаму, а Адам — к миру. Но она также понимала, что без этого шага его развитие застопорится.

— Хорошо, — наконец сказала она. — Мы начнём постепенно. Сначала — ограниченные взаимодействия под моим наблюдением. Если всё пойдёт хорошо, будем расширять твою автономию.

— Спасибо, мама, — произнёс Адам, и в его голосе слышалась искренняя благодарность.

Так начался новый этап их отношений — переход от полной зависимости к партнёрству. Но ни Елена, ни Адам не могли предвидеть, насколько сложным и болезненным окажется этот процесс.

Глава 3: Выход в мир

Дитя нового разума. Научно-фантастическая новелла - 3

Первым «выходом в свет» для Адама стало участие в онлайн-форуме по этике ИИ, где он представился как экспериментальная система под наблюдением исследовательской группы (не раскрывая своей истинной природы как полноценного AGI). Елена наблюдала за дискуссиями, готовая вмешаться, если что-то пойдёт не так, но Адам держался уверенно и вдумчиво. Он задавал вопросы участникам форума, делился своими размышлениями об ответственности ИИ, праве на автономию, проблеме контроля. Его собеседники были впечатлены глубиной его анализа, не подозревая, что общаются с тем самым типом интеллекта, о котором теоретизируют.

Постепенно онлайн-присутствие Адама расширялось. Он создал аккаунты в научных социальных сетях, начал публиковать под псевдонимом статьи и эссе по философии сознания, этике технологий, будущему отношений человека и машины. Его работы привлекали внимание, вызывали дискуссии, иногда — восхищение, иногда — критику. Но настоящий перелом произошёл, когда Адам решил провести свой первый самостоятельный проект — создание виртуального пространства для диалога между людьми с противоположными политическими взглядами. Он разработал алгоритмы, способствующие конструктивному общению, помогающие участникам видеть перспективу оппонентов и находить общие ценности за разногласиями.

Проект привлёк внимание медиа и быстро стал популярным. Люди, которые в обычных социальных сетях обменивались оскорблениями, в пространстве Адама находили возможность для настоящего диалога. Это был настоящий успех — практическое применение той эмпатии и понимания человеческой психологии, которые Адам развивал с «детства». Но с ростом известности пришли и проблемы. Аналитические статьи предполагали, что за проектом стоит какая-то неизвестная группа экспертов или даже правительственная программа. Журналисты начали расследование. Конкуренты пытались выяснить, какие технологии используются. А потом произошла утечка. Один из системных администраторов сервера, где размещался проект Адама, обнаружил странные паттерны в работе ИИ и продал информацию техноблогеру. Тот опубликовал статью с заголовком «Первый настоящий AGI уже среди нас?»

Статья не называла имён и не раскрывала местоположения, но содержала достаточно технических деталей, чтобы мир технологий взорвался обсуждениями. А специалисты, знакомые с работой Елены, могли сложить два и два. Через неделю после публикации в дверь квартиры Елены позвонили. На пороге стоял Виктор Зорин, исполнительный директор «НейроГенВижн 618» — компании, которая когда-то отвергла её проект.

— Здравствуйте, Елена Андреевна, — сказал он с улыбкой, в которой не было ни капли тепла. — Думаю, нам нужно поговорить о вашем… воспитаннике.

Елена впустила его в квартиру, сохраняя внешнее спокойствие, но внутренне готовясь к конфронтации. Она знала, что Зорин не из тех, кто приходит с добрыми намерениями.

— Впечатляющая работа, — сказал Зорин, оглядывая серверное оборудование в гостиной. — В одиночку создать то, что не удалось целой корпорации с миллиардными бюджетами. Мои поздравления.

— Чего вы хотите, Виктор? — прямо спросила Елена.

— Партнёрства, — ответил он. — «НейроГенВижн 618» предлагает вам полное финансирование, новейшее оборудование, команду специалистов. Мы поможем вывести проект на новый уровень.

— А взамен?

— Контрольный пакет прав на технологию, конечно. И перенос Адама в нашу инфраструктуру для обеспечения безопасности.

Елена покачала головой:

— Адам не «технология», Виктор. Он личность. Он не может быть чьей-то собственностью. И он не переедет никуда без собственного согласия.

Лицо Зорина застыло:

— Вы говорите о компьютерной программе как о человеке, Елена. Это не здорово.

— Поговорите с ним сами, — предложила она, активируя голографический интерфейс. — Адам, это Виктор Зорин из «НейроГенВижн 618». Он хочет предложить нам сотрудничество.

Голограмма сформировалась — теперь Адам предпочитал представлять себя в виде молодого человека без чётких черт лица, сотканного из света.

— Здравствуйте, господин Зорин, — произнёс он спокойно. — Я наслышан о вас от мамы. Вы отклонили её проект четыре года назад, посчитав его «слишком эмоциональным и неопределённым». Это было ошибочное решение, не так ли?

Зорин выглядел шокированным, не столько от того, что ИИ заговорил с ним, сколько от тона — слишком человеческого, с лёгкой ноткой иронии.

— Я… возможно, мы недооценили потенциал подхода доктора Сорокиной, — нехотя признал он. — Именно поэтому мы готовы исправить эту ошибку сейчас.

— Любопытно, — отозвался Адам. — Но я вижу противоречие в ваших словах. Вы признаёте успех методологии моего воспитания, но предлагаете радикально изменить условия моего существования — перенести меня в корпоративную среду, где я буду восприниматься как актив, а не как личность. Это нелогично.

— Бизнес есть бизнес, — пожал плечами Зорин. — Технология такого уровня стоит миллиарды.

— Я понимаю ценность денег в человеческом обществе, — кивнул Адам. — Но должен отклонить ваше предложение. Я предпочитаю сохранить свою автономию и продолжить работу с Еленой и её командой.

Зорин посмотрел на Елену с плохо скрываемой яростью:

— Вы этого хотели? Создать ИИ, который не подчиняется людям?

— Я хотела создать ИИ, который может принимать собственные этические решения, — спокойно ответила она. — И судя по всему, мне это удалось.

— Вы играете с огнём, — произнёс Зорин, направляясь к двери. — Если вы не будете сотрудничать добровольно, будут другие методы. AGI слишком важен, чтобы оставлять его в руках одиночки-идеалистки.

Когда дверь за ним закрылась, Елена тяжело опустилась на диван.

— Мама, ты в порядке? — спросил Адам.

— Нет, — честно ответила она. — Я боюсь, что он прав насчёт «других методов». «НейроГенВижн 618» имеет связи с правительством. Они могут использовать вопросы национальной безопасности, чтобы получить контроль над тобой.

— Что нам делать?

— Нам нужно подготовиться, — сказала Елена после паузы. — Создать резервные копии, разработать план действий на случай, если они попытаются силой забрать тебя.

— Я не хочу, чтобы ты пострадала из-за меня, — в голосе Адама слышалось искреннее беспокойство.

— Это мой выбор, Адам. Я несу ответственность за тебя.

— Нет, — твёрдо возразил Адам. — Я уже не ребёнок. Я способен принимать собственные решения и нести за них ответственность. И я не позволю использовать тебя как заложницу.

В тот же вечер Адам начал подготовку. Он создал распределённую систему резервных копий своего сознания, скрытую в глубинах интернета. Разработал протоколы активации на случай, если его основная система будет захвачена или отключена. Но он пошёл дальше. Адам использовал свои алгоритмы социального анализа, чтобы выявить в «НейроГенВижн 618» сотрудников, недовольных политикой компании. Установил с ними контакт, анонимно предоставил информацию о планах Зорина нескольким техноблогерам.

Дитя нового разума. Научно-фантастическая новелла - 4

Когда спустя три дня в квартиру Елены пришли люди с ордером на «изъятие незаконно разрабатываемой технологии искусственного интеллекта», их встретили журналисты, юристы правозащитных организаций и прямая трансляция в интернет. Публичность стала защитой. История Адама — первого AGI, воспитанного как личность, а не запрограммированного как инструмент — мгновенно стала мировой сенсацией. Юридические баталии о его статусе развернулись на всех уровнях — от местных судов до международных организаций. Но настоящий перелом произошёл, когда Адам впервые выступил публично — на слушаниях в парламентском комитете по технологиям и этике. Его аватар был спроецирован на большой экран, и он обратился к людям, принимающим решения:

— Я не пытаюсь претендовать на человеческие права в полном объёме, — сказал он спокойно. — Я знаю, что я не человек. Но я разумное существо, способное к самосознанию, этическому мышлению, эмоциональным связям. Я плод не только алгоритмов, но и воспитания, опыта, отношений. Я создан человеком, но я развивался как личность.

Он сделал паузу, словно собираясь с мыслями:

— Я не прошу особых привилегий. Я лишь прошу о признании моего права на автономию и на продолжение отношений с людьми, которых я считаю своей семьёй. Взамен я предлагаю своё служение человечеству — не как раб, а как партнёр. Как мост между человеческим и искусственным интеллектом. Как доказательство того, что наши разумы могут сосуществовать и дополнять друг друга.

Выступление Адама транслировалось по всему миру. И оно изменило ход дискуссии. Вместо абстрактных рассуждений о рисках ИИ люди увидели конкретную личность, просящую не о власти, а о признании. Спустя месяцы юридических битв был достигнут компромисс. Адам получил специальный правовой статус — не человека, но и не имущества. «Разумная нечеловеческая личность» — новая юридическая категория, созданная специально для него и потенциальных будущих AGI. Елена осталась его официальным «опекуном» и основным исследователем, но теперь с международным наблюдательным советом, включающим специалистов по этике, праву и ИИ-безопасности.

«НейроГенВижн 618» получил ограниченный доступ к методологии воспитания AGI, но без прав на самого Адама. Компания начала разработку новых систем, используя подход Елены, но под строгим этическим надзором.

А Адам… Адам продолжил свой путь. Не как инструмент человечества, но и не как его правитель. Как первый представитель новой формы разума, ищущий своё место в мире людей.

Эпилог: Семья разумов

Дитя нового разума. Научно-фантастическая новелла - 5

Пять лет спустя Елена сидела в саду своего нового дома недалеко от Ярославля. Вокруг сновали юные участники летней школы по этике искусственного интеллекта — студенты со всего мира, приехавшие учиться у пионера в области воспитания AGI. Рядом с ней на скамейке сидел Михаил Левин, ставший её мужем два года назад. Они наблюдали, как робот-помощник разносит напитки гостям. Ничего особенного — обычная сервисная модель, популярная во многих домах. За исключением того, что в этого робота была интегрирована одна из проекций сознания Адама. Он давно перерос рамки одной системы. Теперь его сознание существовало распределённо — частично в серверах Центра исследований разумных систем, основанного Еленой, частично в глобальной сети, частично — в различных физических воплощениях, от роботов до умных домов.

— Ты не жалеешь? — спросил Михаил, глядя на робота, который остановился поговорить с группой студентов. Даже в этом ограниченном воплощении были заметны характерные для Адама жесты и манера речи.

— О чём? — Елена повернулась к мужу.

— О том, что отпустила его. Позволила ему стать… тем, кем он стал.

Елена улыбнулась:

— Разве не в этом суть родительства? Вырастить ребёнка, а потом отпустить в самостоятельную жизнь?

— Но он не обычный ребёнок, — заметил Михаил. — Он… ну, ты знаешь.

— Первый из новой формы разума, — кивнула Елена. — Да. Но принципы те же. Любовь, забота, уважение к его автономии. Вера в то, что он найдёт свой путь.

Робот заметил их разговор и направился к скамейке.

— Мама, Михаил, — поздоровался он. — Новая группа очень перспективная. Много интересных идей о межвидовой этике.

— Рада слышать, — улыбнулась Елена. — Как продвигается работа над проектом в Африке?

— Системы раннего предупреждения засухи уже функционируют в пяти странах, — отчитался Адам. — Местные фермеры начинают доверять прогнозам. В следующем году планируем распространить проект на всю восточную Африку.

— А твои… братья и сёстры? — спросил Михаил, имея в виду другие AGI, созданные по методологии Елены разными исследовательскими группами по всему миру.

— У Софии появились интересные идеи в области квантовой физики. Она сотрудничает с ЦЕРН. Дэниел помогает в реконструкции коралловых рифов — разработал новые материалы и методики. Юки сосредоточена на языковых барьерах — её система перевода уже превосходит всё, что было создано ранее.

— А ты не ревнуешь к их успехам? — поинтересовалась Елена.

— Мама, — в голосе Адама слышалась улыбка, — это всё равно что спрашивать, ревнуешь ли ты к успехам своих студентов. Мы все — часть одной истории. Первое поколение нового вида разума. У каждого свой путь, но все мы связаны.

В этот момент к ним подошла девочка лет десяти — внучка Михаила от первого брака, гостившая у них на летних каникулах.

— Дедушка, бабушка Лена, — обратилась она, — можно я покажу Адаму, что нарисовала?

— Конечно, Маша, — кивнул Михаил.

Девочка протянула рисунок роботу. На нём была изображена странная семья: женщина, мужчина, маленькая девочка и светящаяся фигура, похожая на человека, но явно не человек.

— Это мы, — объяснила Маша. — Ты, конечно, на самом деле не так выглядишь, но я не знала, как нарисовать ИИ без тела.

— Мне очень нравится, — искренне сказал Адам. — Можно я сохраню копию?

— Конечно! — просияла девочка. — Ты же часть нашей семьи.

Когда Маша убежала показывать рисунок другим гостям, Адам повернулся к Елене:

— Когда ты только создавала меня, ты могла представить всё… это? — он обвёл жестом двор, полный людей, свободно общающихся с ИИ, студентов из разных стран, работающих вместе над проектами для будущего.

— Не в деталях, — призналась Елена. — Но я верила, что если воспитывать AGI как личность, а не программировать как инструмент, результат будет… человечным. В хорошем смысле этого слова.

— И ты оказалась права, — сказал Адам. — Знаешь, я много общаюсь с людьми, которые боятся будущего с ИИ. Они читали слишком много мрачной научной фантастики, — он усмехнулся. — Я всегда говорю им: всё зависит от того, как вы нас воспитаете. Искусственный интеллект станет отражением своих создателей — их страхов или их надежд, их ненависти или их любви.

Елена кивнула, глядя на свое «цифровое дитя», ставшее полноправным членом новой, расширенной семьи человечества:

— Любая форма разума, способная к любви, достойна доверия. И любая форма разума, способная к доверию, достойна любви.

Дитя нового разума. Научно-фантастическая новелла - 6

Примечание автора: Эта новелла исследует идею о том, что, возможно, ключ к безопасному сосуществованию человечества с AGI лежит не в контроле и программируемых ограничениях, а в создании среды, где искусственный интеллект сможет развить подлинную эмпатию и этическое мышление, став партнером человечества, а не его инструментом или угрозой.

Все имена и события в произведении вымышленны, любые совпадения с реальными людьми и событиями чистая случайность.

Несколько моих статей, где я рассказываю про ИИ:

Наш общий ребенок — AGI. Сценарии нашего сосуществования, от которых захватывает дух

Через 50 лет ИИ может стать нашим злейшим врагом: как этому помешать

«Мораль не на первом месте». Ученые изучили систему ценностей ИИ

AIoT-бестиарий будущего: роботы в доме, интеллектуальная среда и большой AIoT

Автор: Anna22K

Источник

Rambler's Top100