Что происходит на рынке LegalTech, и как в него интегрируют искусственный интеллект. ai.. ai. genai.. ai. genai. legaltech.. ai. genai. legaltech. Блог компании Технократия.. ai. genai. legaltech. Блог компании Технократия. ИИ.. ai. genai. legaltech. Блог компании Технократия. ИИ. искусственный интеллект.. ai. genai. legaltech. Блог компании Технократия. ИИ. искусственный интеллект. Исследования и прогнозы в IT.. ai. genai. legaltech. Блог компании Технократия. ИИ. искусственный интеллект. Исследования и прогнозы в IT. право.. ai. genai. legaltech. Блог компании Технократия. ИИ. искусственный интеллект. Исследования и прогнозы в IT. право. юриспруденция.
Что происходит на рынке LegalTech, и как в него интегрируют искусственный интеллект - 1

Объясняем, как изменится профессия юриста, сколько времени можно сэкономить с помощью нейросетей и готовы ли отечественные компании к цифровому прорыву?

Всего за несколько лет искусственный интеллект из модной новинки для энтузиастов стал реальным инструментом для корпоративных юристов и юридических компаний по всему миру. Объём мирового рынка Legal AI уже превысил 2 миллиарда долларов, а в России, несмотря на небольшие масштабы, внедрение собственных решений происходит ускоренными темпами. 

Legal AI. Мировой контекст

Рынок искусственного интеллекта для юридических услуг в мире активно развивается. По прогнозам Mordor Intelligence, в 2024 году его объём составил 2,19 миллиарда долларов, а к 2030 году ожидается рост до 3,64 миллиарда долларов при среднегодовом темпе роста около 10,7%.

Наиболее динамично развиваются рынки США, Великобритании и Китая. На эти страны приходится более 60% глобальных инвестиций в LegalTech и искусственный интеллект.

Искусственный интеллект всё активнее используется в юридической сфере. По данным исследования Wolters Kluwer, 74% юридических компаний в Европе и Северной Америке уже применяют технологии искусственного интеллекта для анализа документов, автоматизации процессов комплексной юридической проверки и управления договорными отношениями. Более 60% респондентов сообщили, что в 2024–2025 годах они инвестировали в LegalTech больше, чем за предыдущие пять лет.

«Применение ИИ в деятельности юристов действительно может повысить эффективность их работы, поскольку происходит автоматизация многих рутинных процессов, на которые раньше уходило больше времени. Однозначно профессия юриста не попадет под сокращение с приходом ИИ, речь скорее следует вести о том, насколько грамотно юрист будет применять его в своей работе, сохраняя при этом разумный баланс между его использованием и личной вовлеченностью в разрешении юридического вопроса». — Дарья Винтовкина, консультант общей практики консалтинговой группы “Альянс Лигал”

Среди наиболее ярких примеров на глобальном уровне можно выделить специализированные платформы, такие как Harvey AI, которая используется международными юридическими компаниями Allen&Overy и PwC Legal, CoCounsel от Thomson Reuters и Casetext.

Harvey AI уже интегрировали GPT-5 в свой продукт

Harvey AI уже интегрировали GPT-5 в свой продукт

Эти решения позволяют значительно сократить время, затрачиваемое на анализ контрактов и юридических исследований, до 80%. Благодаря им, точность рутинных операций повышается, а человеческий фактор становится менее значимым.

Специалисты в области консалтинга по всему миру отмечают, что использование искусственного интеллекта трансформирует не только рабочие процессы, но и саму организацию юридической деятельности. Согласно исследованиям McKinsey, до 23% стандартных задач корпоративных юристов могут быть автоматизированы уже сегодня, что позволяет компаниям высвободить ресурсы для реализации стратегических целей и улучшить качество обслуживания клиентов.

«Пока рано говорить о трансформации — скорее, о точечных изменениях. Да, в некоторых процессах, вроде первичной проверки документов или поиска по базам решений, нейросети экономят время. Но заменить юридическое мышление, контекстуальное понимание и ответственность за выводы они не могут. Legal AI — это инструмент, не более. Профессия юриста остается такой же: все, что касается стратегических решений, интерпретации рисков и переговоров, пока вне досягаемости ИИ». — Мария Трошихина, управляющий партнер юридической компании «Право просто».

Что с рынком Legal AI в России

В то время как глобальный рынок Legal AI активно развивается, в России также наблюдается рост в сфере LegalTech, хотя и не столь стремительный. Согласно исследованию AnalyticResearchGroup, суммарный доход 800 юридических компаний в России составил 175,9 миллиарда рублей.

В России прослеживается тенденция к доминированию отечественных разработок в области LegalTech. Согласно информации от Infotropic Media, почти 95% подобных решений разрабатываются внутри страны.

Изначально этот тренд был связан с необходимостью замещения импортных технологий. Однако сейчас на первый план выходят задачи по оптимизации и повышению эффективности юридической деятельности, особенно в корпоративном секторе.

Среди наиболее популярных решений — автоматизация анализа и создания договоров, обобщение юридических документов, обработка выписок из ЕГРН, налоговое консультирование и контроль соблюдения нормативных требований.

По данным исследования Legal Insight, лишь 14,5% специалистов в области права активно используют инструменты генеративного искусственного интеллекта в своей работе, а 33,9% планируют начать применять их в дальнейшем.

В числе передовых российских разработок — PravoTech, Doczilla, Jay Copilot и Noroots. Эти решения позволяют сократить время на проверку договоров примерно на треть. Такие технологии становятся всё более востребованными среди крупных корпоративных клиентов и постепенно распространяются в сегменте среднего бизнеса.

Основные области использования искусственного интеллекта в юридической сфере

В последнее время технологии искусственного интеллекта в юридической сфере перестают быть просто модным веянием и становятся реальным инструментом, который способен существенно улучшить работу. По данным свежего исследования Gartner, юристы чаще всего используют ИИ в следующих процессах:

  • Анализ и составление договоров: Искусственный интеллект помогает автоматизировать процесс проверки, сравнения и доработки контрактов. Благодаря этому, специалисты могут быстрее выявлять ошибки и неточности в документах. 

Так, применение технологии PravoAI позволило существенно сократить время подготовки договора — с двух дней до 10 минут.

  • Юридические исследования и поиск судебной практики: искусственный интеллект оперативно анализирует значительные объёмы правовых данных и предлагает актуальные решения по делам, на которые раньше у юриста могли уйти часы или даже дни.

  • Резюмирование и структурирование документов: искусственный интеллект может в сжатой форме передать содержание объёмных документов, что позволяет оперативно составлять отчёты и служебные записки..

  • Извлечение данных из документов: системы, работающие в автоматическом режиме, способны идентифицировать ключевые аспекты договоров, определять значимые условия, а также выявлять даты и суммы. Это позволяет оптимизировать процесс проверки и снизить вероятность ошибок.

  • Анализ рисков: искусственный интеллект помогает обнаруживать возможные правовые и налоговые риски в документах и операциях, тем самым снижая вероятность возникновения проблем в будущем.

  • Автоматизация рутинных процессов: создание стандартных документов, таких как справки и налоговые декларации, разработка судебных шаблонов и уведомлений, а также мониторинг соблюдения установленных норм.

Эффективность внедрения подтверждается не только анализом, но и практическими результатами, которые были достигнуты в российских организациях:

  • В юридической компании i-Legal после внедрения технологии искусственного интеллекта анализ документов теперь занимает всего 2–3 минуты, вместо того чтобы тратить на него 40–60 минут. А подготовка черновых вариантов документов занимает 1–3 минуты вместо 25–30, что позволяет сэкономить более 90% времени. Компания использовала инструмент Jay Copilot от JustAI, под капотом которого работают большие языковые модели от OpenAI, Anthropic, “Яндекса” и “Сбера”. 

  • В компании «Т-Страхование» внедрили технологию PravoTech. Внедрение ИИ в работу внутренних процессов позволило практически полностью исключить неявки в суд — их количество сократилось до 1%. Также значительно ускорилась процедура оплаты расходов — теперь на это уходит всего 1 день вместо прежних 3. А распределение дел теперь занимает не 2 часа, а всего 30 минут.

  • IT-компания Fplus внедрила интеллектуальный инструмент для создания документов, разработанный на основе искусственного интеллекта от Doczilla. Этот инструмент автоматически генерирует типовые договоры и проверяет существующие документы на наличие ошибок. Благодаря использованию этого инструмента, время, необходимое для оформления документов, сократилось в шесть раз. В частности, для стандартных договоров время уменьшилось в среднем с 15 минут до 2,5 минут.

Зарубежная практика также подтверждает эти заключения:

  • В юридической компании Allen & Overy Harvey искусственный интеллект взял на себя до 80% стандартных задач, таких как анализ договоров и проверка на соответствие нормам. По словам Дэвида Уэйкелинга, директора по инновациям, это позволило оптимизировать работу на всех этапах и стало частью стратегии технологического превосходства.

  • В PwC Legal работает более 4000 специалистов в области права в более чем 100 странах мира, и они также внедрили у себя решение от Harvey. Особенно успешным стало применение искусственного интеллекта в процессах due diligence и комплаенса: в некоторых отделах модели используются в 91–100% случаев.

  • Кроме того, PwC разработала и внедрила собственный инструмент Tax AI Assistant, который был создан совместно с Harvey и OpenAI. Это позволило повысить точность и прозрачность налоговых выводов.

Вызовы и ограничения: где ИИ сталкивается с барьерами

Один из основных препятствий — это качество и стандартизация юридической информации. Для корректной работы нейросетей требуются большие объёмы структурированных, актуальных и соответствующих запросу документов.

На российском рынке всё ещё существуют проблемы, связанные с неполной оцифровкой архивов и недостаточной открытостью некоторых правовых баз данных.

Вопрос конфиденциальности по-прежнему остаётся серьёзной проблемой. Согласно опросу Wolters Kluwer, более 60% юридических компаний в Европе и США считают защиту данных основным фактором, который препятствует массовому внедрению инструментов искусственного интеллекта. Российские корпоративные юристы также выражают опасения по поводу передачи конфиденциальных данных внешним сервисам, особенно в условиях напряжённой геополитической обстановки и санкций.

«Вопрос стоит остро, но многие его недооценивают. Я бы сказала, большинство существующих ИИ-сервисов с юридической точки зрения небезопасны: они не позволяют контролировать, где хранятся данные, кто имеет к ним доступ, и как они используются дальше. Мы не можем себе позволить передавать чувствительную информацию в “черный ящик”. Особенно в условиях санкций, трансграничных споров и усиленного внимания к утечкам». — Мария Трошихина, «Право просто».

Вопросы этики и контроля также заслуживают особого рассмотрения. Юридическое сообщество Англии и Уэльса обращает внимание на то, что юристы должны быть компетентны не только в области технологий, но и в новых требованиях к профессиональной ответственности, которые возникают при работе с искусственным интеллектом.

В настоящее время в России не существует единого стандарта регулирования Legal AI, а использование общедоступных нейронных сетей для подготовки документов может привести к ошибкам или предвзятости моделей.

«Сейчас любой юрист может использовать нейросеть для подготовки заключения — и не факт, что он укажет на это клиенту. Ни ответственности, ни верификации. Мы рискуем попасть в зону, где решения принимаются на основе “похожих слов” в выдаче нейросети. Без этического каркаса и отраслевых стандартов Legal AI может больше навредить, чем помочь», — считает Трошихина. 

По словам Дарьи Винтовкиной, работа юриста – это, прежде всего, работа с людьми, чьи проблемы и вопросы он решает, соответственно, ответственность за качество оказываемых услуг несет именно юрист, а не ИИ. Например, этической проблемой может быть та же самая утечка персональных данных клиентов. На первом месте все-таки должны выступать принципы лояльности и заботы в работе юриста с клиентами, этические кодексы и профстандарты по использованию ИИ должны приниматься в соответствии с данными принципами.

Ещё одна проблема — это необходимость реформирования внутренних процессов и обучения сотрудников.

Юридические отделы часто сталкиваются с тем, что сотрудники не хотят принимать изменения, а также с нехваткой специалистов, которые могли бы внедрить и поддерживать новые цифровые решения. Например, BCG сообщает, что 74% компаний испытывают трудности с использованием инструментов искусственного интеллекта в своей работе.


Чтобы не пропустить анонс новых материалов подпишитесь на «Голос Технократии» — мы регулярно рассказываем о новостях про AI, LLM и RAG, а также делимся полезными мастридами и актуальными событиями.

Автор: madballer34

Источник

Rambler's Top100