Мы там, где наше внимание. внимание.. внимание. восприятие.. внимание. восприятие. Информация. Научные статьи. Мозг и сознание. Альманах. SCIENTIFIC AMERICAN. Психология.

Наверняка, с вами бывала ситуация.

Вы едете в метро, или сидите на важном совещании. Или вы засыпаете. Внезапно, какая-то ваша мысль, живя своей жизнью, натыкается на забытый и коварно хранящийся как раз для такого момента взрывоопасно смешной анекдот или такой же убойности историю. И всё — рамки сокрушены, вы неудержимо начинаете вздрагивать от попыток сдержать смех, сгорая под негодующими взглядами окружающих или уже не надеясь уснуть.

Мы там, где наше внимание - 1

Хуже, если из кладовки памяти всплывёт обидный конфликт— и вот вы уже не можете сосредоточиться на докладе руководителя, на важной, горящей работе. Вы переживаете, будто прямо сейчас находитесь в самом центре давно уже прошедшего события. И вы снова лишены сна до утра, доказывая человеку свою правоту. Который, скорее всего, ситуацию — да и вас! — уже и не помнит.

Есть ещё один показательный вариант, который знаком, наверное, каждому из нас. Вы готовитесь выйти с важной инициативой к руководству. Или просто хотите выйти — на улицу, в магазин. Вы продумываете ваши действия, которые хотите совершить, слова, которые скажете. И внезапно, обнаруживаете — вы уже час скованы страшными событиями, которые развернутся, если начнёте реализовывать вашу идею. Как вас уволят, когда идея вдруг окажется провальной. Или вас остановят гопники у магазина. Или в магазине нахамит продавец. Ещё ничего не произошло, а уже пульс учащён и дыхание через раз.

Для мозга нет разницы — когда происходило событие и происходило ли оно вообще. Для мозга — всё происходит сейчас.

К слову, известный исследователь Т.В.Черниговская в одном из интервью рассказывала — снятая при галлюцинациях томограмма имеет такую же карту активности центров мозга, как если бы события этих галлюцинаций происходили в реальности.

Всё по классику:
 — Не выходи из дома, не совершай ошибку!..

Для навязчивых мыслей, следующих по одному и тому же циклу — как правило негативному! — в психологии придумано отдельное слово — руминации. Чаще всего они являются признаком деструктивных процессов, происходящих в сознании: выгорание, депрессия, расстройства.

Тяжёлые мысли, воображаемые неблагоприятные сценарии, в которых могут присутствовать смертельные угрозы (ещё одно понятие из психологии — катастрофизация мышления) повышают тревожность до запредельных уровней, отнимают огромное количество ресурсов. С одной стороны руминации вытесняют, замещают продуктивные психические процессы. Любая активность мозга вызывает колоссальное потребление энергии — значит, руминации истощают мозг, организм и на физическом уровне. Довершая этот разгром обездвиживанием — тревожность лишает желания предпринимать какие-то активные действия по изменению образа жизни.

— Пусть всё остаётся как есть, — говорит тревога. — Иначе будет хуже!

Обычно руминации «обслуживают» какую-то другую, более раннюю и более глубокую тревогу. Такого уровня тревоги, как правило, возникают в детстве, очень часто — в том периоде, который находится за пределами доступной памяти.

А ведь эту ситуацию, детскую травму, ещё нужно найти! А если она возникла в самых ранних годах детства — её приходится вычислять по косвенным признакам. Очень нетривиальная задача! Тут от психолога требуется очень большое внимание — к деталям, к словам, интонациям. Мимика, жесты — всё даёт очень много важной информации об истинных эмоциональных состояниях клиента! Иногда о которых может не подозревать и он сам.

По мере переосмысления и устранения последствий именно этой ситуации и восстанавливается покой в душе, покой и равновесие в сознании. Исчезают и руминации, повышается самооценка, появляются силы для реализации идей и карьерных амбиций.

Для мозга нет разницы, о каких событиях мы думаем — прошлых или представляем их в будущем. Он, наш великий и могучий визуализатор, будет переживать их в настоящем.

Попробуем получить практическую пользу от этого знания.

Например, вам нужно прибраться дома — и вам очень не хочется. Мыть полы, протирать пыль, разносить вещи по местам — решительно не хочется.

Где ваше внимание в этот момент? На грязном полу? На пыли? На вещах?

Нет!

Какие у вас ощущения при взгляде на предстоящий фронт работ?

Правильный ответ — на страдании! Вы смотрите на грязь и беспорядок вокруг —  и вы страдаете!

От одного вида, от предстоящих мокрых тряпок и пыльных хлопот —  страдаете.

Страдание увеличивает уровень тревоги. А мы помним главные сценарии тревоги — те самые классические «бей-беги-замри!». «Замри» — самая «энергосберегающая». Поэтому, чаще всего тревога парализует, обездвиживает, поэтому вы, скорее всего, махнёте рукой. Вы уже от одной мысли об уборке —  сразу устали. И падаете без сил на диван.

Знакомо?

Тоже самое – вы решили сходить в зал, сбросить калории, размяться, ощутить себя молодым и современным. И тут стартует тревожная мысль:
 — Это же надо собирать сумку, складывать вещи, потом идти в зал, там неподъёмные тренажёры и бодрые красотки с бодибилдерами, куда мне до них…

И вы тут же устаёте и падаете на диван —  обессиленный и обездвиженный.

Где было ваше внимание в тот момент, когда вы подумали о сумке и тренажёрах?

Правильно —  снова на страдании. Это же надо тягать железо, видеть своё несовершенство и недостигаемый уровень крутоподтянутых спортсменов….

И в этот момент ваша тревога уютно укладывает вас на привычный диван и подкладывает под руку пивасик с вкусняшками и сериальчик на вечер — тревога любит ритуалы, неизменность, стабильность.

И так далее.

Как изменить неизменное? 

В каждом деле непременно есть удовольствие. После уборки —  сияющая квартира, создающая прекрасное настроение, после спортивных занятий —  приятная ломота в мышцах и ощущение победы. После стоматолога —  свобода от боли, можно жевать любой стороной, не боясь внезапного прострела от мозга до пяток. После конфликта —  примирение. Или понимание, как действовать дальше.

Всегда, в любом деле можно найти точку удовольствия —  вот на него и переносите своё внимание. И желание достичь, обрести это удовольствие поднимет вас с дивана и вы, незаметно для себя, совершите все подвиги Геракла и, может быть, прибавите к его списку ещё несколько своих пунктов!

Главный вопрос —  что вы приобретаете?
 Что вы приобретаете, если вернётесь на диван? Ощущение неудачника, собственной ненужности и никчёмности. И жалость к себе —  такому нищасному. Вы снова —  страдаете, это значит, ваше внимание как было, так и осталось на страдании. Вот вам главная Сансара – круговорот страдания внутри личности, идущей по пути страдания.

Что вы приобретёте, когда проведёте занятие —  с преподавателем, тренером? Новые знания, навыки. Ощущение новой силы —  интеллектуальной, физической. Ещё одной победы —  не над собой, а над своей тревогой. Вы стали свободнее.

И снова же зададим себе вопрос – где наше внимание в момент, когда нас накрывают руминации, воспоминания на обидных событиях, на чём? Мы уже выяснили выше — а тревоге и порождённом ею страдании. Из всех смыслов всех ситуаций – и пережитых в прошлом, и воображаемых в будущем – восприятие выделило именно такой компонент, такой ракурс, в котором можно найти повод для тревоги, возможность обидеться, и уже после этого получить конечный продукт – страдание.

Вот такая особенность мозга. Для мозга нет разницы – реальны ли события или вымышленные, они их будет воспринимать как настоящие в настоящем времени. Он воспринимает в происходящем – в реальном или вымышленном – актуальный для внимания образ, игнорируя всё остальное.

Почему так?
 В мире животных нет понятия времени. Да, они могут сопоставлять и менять своё поведение с временем суток или года. Но понятия «через пятнадцать минут», «завтра» и даже «вчера» — нет. Время появляется в сознании человека ровно в тот момент, когда он начинает понимать речь, когда ему объяснят время. До этого момента младенца невозможно успокоить фразой:
 — Через пять минут я тебя покормлю, успокойся.
 Его желудок включил сигнал «Я голоден», а сознание, ещё находящееся под влиянием самых эволюционно ранних — «звериных» пластов психики ощущает:
 — Я умру от голода прямо сейчас!
 Внимание ребёнка сконцентрировано на самом приоритетном сигнале голоде. Всё остальное оказывается за пределами внимания.

И, теперь самое главное — эмоции по-прежнему «не знают» категории времени.
 Даже «географически», топологически лимбическая зона — эволюционно самая часть мозга, отвечающая за эмоциональное реагирование — и префронтальная кора лобной доли, где находится «Я мыслю, следовательно существую» — находятся в разных частях мозга. Понятие и ощущение времени — продукт мышления.

Проиллюстрировать – несколько гиперболически! – этот феномен избирательности и направленности внимания можно примером из жизни более примитивных организмов. Некоторые виды лягушек видят только движущиеся объекты. Летящий комар сразу привлечёт внимание лягушки, стоит же ему сесть на ветку прямо перед её носом – насекомыш моментально исчезает из её зрения.

Известный эксперимент: перед испытуемым стол с разноцветными предметами, Задача – в течении короткого времени посчитать предметы, скажем, красного цвета, запомнить их расположение. После этого экспериментаторы просят назвать количество предметов другого цвета, например – синего. И, как правило, испытуемый заметно ошибается. Хотя все предметы лежали у него на столе перед глазами.
 Можете попробовать на себе и своих близких.

Если ваше внутреннее внимание будет приковано к обидам из прошлого, то и внешнее внимание будет постоянно искать повод для реализации обиды.

Обиды, как правило, все из детства — чаще всего из самого раннего, из первых 3-4 лет жизни — а восприятие будет выделять поводы в настоящем – постоянно. Игнорируя людей и ситуации, которые могут доставить нам – радость, лучшие чувства и переживания. По опыту – такие люди и события были и в прошлом – только тревожное внимание клиента полностью игнорировало их! Часто оказывается – и «обидчики» не хотели обижать юного клиента и действовали из лучших чувств – а его тревога интерпретировала их действия как угрожающие.

Поэтому и важно – «разрядить» детские обиды, увидеть в тех событиях другие смыслы. В этом и главная суть работы с психологом: специалист может увидеть в, казалось бы, очевидно драматических для клиента историях поводы для их ревизии, подсказать – как увидеть в этих событиях «изнанку», рекомендовать упражнения, которыми можно натренировать внимание видеть продуктивные поводы и смыслы – не только в прошлом, но и в настоящем.

Так – постепенно и неуклонно, от занятия к занятию – внутреннее внимание личности смещается с тревожного – на продуктивное. С недостатков – на достоинства. И, синхронно, внешнее внимание начинает выделять в настоящем – лучшие смыслы, а вместе с ним – и возможности. И также синхронно меняется восприятие личностью себя – с ощущения никому ненужного неудачника – на понимание своей индивидуальности, своей силы и своих целей.

Ваш HappyTalkie

Автор: HappyTalkie

Источник

Rambler's Top100