Вы управляете тасками, а не созданием ценности — пора это менять. agile.. agile. Блог компании SimpleOne.. agile. Блог компании SimpleOne. продуктовый подход.. agile. Блог компании SimpleOne. продуктовый подход. проектный подход.. agile. Блог компании SimpleOne. продуктовый подход. проектный подход. стратегия продукта.. agile. Блог компании SimpleOne. продуктовый подход. проектный подход. стратегия продукта. управление ит проектами.. agile. Блог компании SimpleOne. продуктовый подход. проектный подход. стратегия продукта. управление ит проектами. управление продуктовыми командами.. agile. Блог компании SimpleOne. продуктовый подход. проектный подход. стратегия продукта. управление ит проектами. управление продуктовыми командами. Управление продуктом.. agile. Блог компании SimpleOne. продуктовый подход. проектный подход. стратегия продукта. управление ит проектами. управление продуктовыми командами. Управление продуктом. Управление разработкой.. agile. Блог компании SimpleOne. продуктовый подход. проектный подход. стратегия продукта. управление ит проектами. управление продуктовыми командами. Управление продуктом. Управление разработкой. управление разработкой продукта.

«Поставьте, пожалуйста, исполнителей в задачах»
«Залогируйте время»
«Почему мы не успеваем по спринту?»
«У нас горит план на год!»

Вы управляете разработкой и узнали свою команду в этих фразах? 

Привет! Меня зовут Артем Герасимов, я владелец продукта SimpleOne SDLC.

Недавно мы записали выпуск подкаста «Мы обречены»‎ с Артемом Малышевым и Филом Ранжиным про то, как управлять разработкой так, чтобы команда не превращалась в конвейер по перемещению тасков. 

В статье — кратко о том, что мы обсудили в подкасте. Полную версию подкаста смотрите на любом удобном видеохостинге. 

Вы управляете тасками, а не созданием ценности — пора это менять - 1

Проблема вашей команды не в ленивых разработчиках, а в устаревшей системе управления. Давайте разберемся, как это изменить.

Принцип 1: Перестаньте быть «школьным учителем». Управляйте неопределенностью, а не планами

Проблема

Вы создаете «расписание на четверть» — детальные планы на год вперед в мире, который меняется каждый квартал.

Проектный подход работает как школа: открыли дневник, знаете, что завтра математика, русский и английский. Так до конца четверти. Все предсказуемо и понятно.

Но в разработке это не работает. Вот реальная история из нашей практики в SimpleOne SDLC.

В прошлом году к нам приходили потенциальные клиенты и говорили: «Нам нужна интеграция с GitLab». Просто все подряд — каждый второй. Мы послушали рынок, сделали интеграцию. Начался новый год — те же самые компании приходят: «Слушайте, нам эта интеграция с GitLab, если честно, не нужна. А вот диаграмма Ганта нам, конечно, нужна».

Окей, мы начинаем работать над диаграммой Ганта. Проходит еще несколько месяцев, сейчас все приходят и говорят: «Слушайте, Ганта, если честно, не очень нужна. Нам база знаний нужна».

Запросы постоянно меняются. И это нормально — рынок живой, потребности бизнеса меняются. Мы могли бы спланировать красивый роадмап на год-два вперед, сказать «мы вот так делаем». А рынок придет и скажет: «Слушайте, это, конечно, круто, но мы уже передумали».   

Решение

Примите простую вещь: вы не можете знать, что будет через год. И это нормально.

Продуктовый подход говорит: мы не знаем, что будет завтра. Возможно, математика завтра не понадобится, потому что откроют новую формулу. Поэтому сегодня занимаемся математикой, а завтра посмотрим ближе к делу.

Мы в SimpleOne перестраиваем бэклоги почти каждый квартал. Понимаем, что рынок вот здесь сейчас поменялся. Вместо жесткого плана создаем гибкий бэклог, который регулярно пересматривается.

Принцип 2: Забудьте про детальки. Создавайте команду единомышленников

Проблема

Разработчик получает спецификацию от аналитика, пишет код, передает тестировщику. Он — винтик в системе, который не видит целой картины.

Проблема многих разработчиков — они просто деталька. К ним приходит задача, они думают: «Ладно, аналитик мне обозначил спецификацию, я ее напишу». Чем такой разработчик отличается от искусственного интеллекта? Только тем, что у него больше знаний. Но это вопрос времени.

Человек должен творить. Он должен приходить и предлагать: «Ребята, ну фигню мы делаем, давайте перепишем». Я очень люблю таких разработчиков, которые приходят и говорят: «Блин, мы, конечно, такое наколхозили, придется переписать». Я всеми руками и ногами за это.

Решение

Ломайте функциональные «колодцы». Когда аналитик пишет аналитику, разработчик делает разработку, тестировщик тестирование — они все сидят и ничего не делают, пока до них не дойдет очередь.

Мы внедрили другой подход. Аналитик собрал требования с владельцем продукта на верхнем уровне. Разработчик накидал прототип, посмотрел, какой тип данных можем использовать. Аналитик накидал примерные тезисы спецификации, тестировщик параллельно накидал тест-план.

Все три человека работают. Да, с разными усилиями. Но плюс-минус все работают. 

Принцип 3: Прекратите мотивировать через KPI. Мотивируйте смыслом

Проблема

KPI «сделать 10 тасков» или «закрыть спринт без переносов» приводят к тому, что команда учится получать пятерки, а не знать предмет.

Это как с ребенком в школе — хотим, чтобы он учился на отлично. Приходим к ребенку и говорим: «Ты будешь получать тысячу рублей за пятерки». Вроде хорошая мотивация? Ребенок начинает получать пятерки. А потом понимаем, что ребенок не то чтобы учится — он просто получает пятерки. Находит, как списать, как подойти к учителю с конфетками.

Наша изначальная цель была обучить ребенка. Мы дали понятную задачу, дали деньги — человек должен делать то, что мы хотим. Но на деле он идет самым коротким путем.

Так же и в разработке. Когда ставим KPI на количество фичей, человек не будет делать хорошие фичи— он будет делать максимум фичей.

Решение

Откажитесь от KPI, привязанных к процессу. Вместо этого привязывайте команду к успеху продукта.

Артем Малышев рассказал на подкасте: «На прошлой работе я работал с задачей с промокодами для подписки. У меня был классный дашборд: сколько существует промокодов, сколько сработало, сколько перешли в платную подписку. Я мог зайти утром и посмотреть: сколько сейчас человек в онлайне, сколько всего зарегистрировано пользователей, сколько пользуются подпиской. 

Сидеть и смотреть на это было очень классно — это превращало работу в игру. Нематериальная мотивация — самая важная. Когда тебе интересно — это самая большая мотивация работать».

[Почему измерять ≠ управлять: как KPI искажают реальность и какой инструмент использовать осознанному руководителю — Читать в статье]

Принцип 4: Перестаньте требовать часы. Начинайте требовать ценность

Проблема

Логирование каждого часа — иллюзия контроля. На практике это приводит к массовому творчеству в табелях в конце месяца.

Я до сих пор помню случай из работы в офисе. В конце дня коллега спрашивает: «А что, мы время списывать будем?», ей отвечают: «Да, сейчас пишем на эту задачу 8 часов, и всё». При этом весь день они просто общались.

Так происходит, к сожалению. Меня мучило больше всего это логирование времени. 

Артем поделился аналогичной историей из своего опыта: «Рано или поздно я переставал этим заниматься. Наставал момент, когда надо было и за полгода это сделать. Уже нельзя залогировать время в задачу полгода назад, приходится писать менеджеру: “Открой, пожалуйста, заново, и я залогирую время”».

Идея здравая: это делается чтобы мы понимали, какая у нас производительность. Не для того, чтобы разобраться, кто ничего не делает, а для того, чтобы понять, сколько мы в среднем тратим на задачи времени. Если бы это время логировали честно —  оно бы, может, и работало. Но никто никогда его честно не будет логировать — это все делают конце месяца.

Решение

Вы платите команде за результат и экспертизу, а не за отсиженные часы.

В методологии Scrum говорится: мы платим людям зарплату за месяц, за функциональность в целом. Неважно, человек проработал 2 часа или 10 часов. Это уже вопрос статистики.

У нас есть команда, есть фонд оплаты труда для этой команды. Мы понимаем, сколько времени они затратили и можем примерно оценить стоимость продукта — стоимость наших инвестиций в этот продукт.

Используйте стори-поинты для относительной оценки сложности, а не для подсчета трудозатрат. Scrum также говорит, что достаточно стори-поинтов, оценки и просто статистики. Нет смысла погружаться глубже. Часы — бессмысленная история, потому что вы никогда не попадете в них.

Принцип 5: Наймите лидера, а не прокси. Правильно расставьте роли

Проблема

Владелец продукта часто становится просто переводчиком с языка бизнеса на язык разработки, не имея полномочий принимать решения.

Я слышал, люди говорят про это как про что-то хорошее: «Владелец продукта должен объяснить разработке, что от него хотят пользователи, клиенты, инвесторы». Это прокси, переводчик. Если они хотят владельца продукта, который может гибко подстроить продукт под причины, нишу, рынки — это другой вопрос.

Есть даже кривая владельца продукта. Самая нижняя точка на этой кривой — когда владелец продукта становится прокси, и у него минимальная производительность. Он просто переводит запросы инвесторов на язык разработки.

Кривая владельца продукта

Кривая владельца продукта

Идеальный вариант — это генеральный директор. Человек, который может всё: у него есть бюджеты, команда, последнее слово и максимальная производительность. Тогда продукт может достаточно гибко развиваться, потому что PO не надо бегать согласовывать бюджет.

Решение

Настоящий владелец продукта — это мини-генеральный директор. Он должен:

  • владеть видением и стратегией продукта;

  • иметь бюджет и право его тратить;

  • приоритизировать бэклог, основываясь на данных, а не на указаниях сверху.

Заключение: С чего начать изменения?

Управление разработкой — не про таски и часы. Это про создание культуры, в которой умные люди объединены общей целью, имеют свободу для творчества и видят результаты своего труда.

Когда гендиректор приходит и говорит: «У меня команда — они меня задолбали, они все делают медленно и поэтапно», первым делом я спрашиваю у него: а что он хочет? Как он контролирует?

Очень важно понять, насколько генеральный директор готов делегировать. Если он все время будет приходить и говорить: «Надо сделать это завтра», то владелец продукта никогда не будет владельцем продукта — он просто прослойка.

Первый шаг: проведите ретроспективу и честно спросите команду: «Что из того, что мы делаем, на самом деле не имеет смысла? Что мешает вам делать крутой продукт?»

Начните с малого: внедрите один из принципов, добейтесь в нем успеха и двигайтесь дальше. Ваша цель — перестать управлять тасками и начать управлять разработкой.

Автор: SimpleOne_it

Источник

Rambler's Top100