ВАЖНОЕ уточнение “позиции”
На протяжении всего эссе я использую слово “влияет”, однако я соглашусь с критикой, что это не в полной мере так. Уместнее сказать, что “связано”, а вот природу связи еще предстоит выяснить при дальнейших исследованиях.
Год назад я взялся за написание педагогической диссертации, и одним из вопросов, который меня волновал, был: “а действительно ли смартфоны влияют на успеваемость учеников?”. Вроде как здравый смысл и общепринятая точка зрения говорят, что да, влияют. Есть даже уйма исследований о влиянии смартфонов на познавательные способности человека, но это слишком абстрактно, что ли. И я не был бы ученым, если бы поверил на слово, тем более, что, как говорил Вольтер: “Здравый смысл встречается не так уж часто.”[^1]
Мне не удалось найти в русской академической среде хоть какие-то публикации, которые либо подтвердили бы “здравую мысль”, либо опровергли её. Я немного погоревал и закончил поиск. Вместо того чтобы искать, решил провести своё исследование. Ведь у меня есть “доступ” к целой школе, в которой полным-полно детей. Создал опросник, погонял его немного и вывел третью (всё ещё не самую лучшую) редакцию опросного листа.
В час икс, в день дэ, по согласованию с администрацией, мы разослали этот лист детям. В опросе приняли участие 198 ученика 8–9 классов, того самого “сладкого” возраста, который, по мнению Людмилы Ясюковой, страдает больше остальных от утраты познавательных способностей[^2]. Но проработать результаты опросника мне никак не удавалось: я не знал инструментария анализа (и сейчас, если честно, есть шероховатости), поэтому результаты опроса детей пролежали чуть меньше года без дела, но сегодня настал второй час икс и день дэ, когда мне удалось проработать результаты исследования.
После “чистки” данных количество респондентов немного сократилось до 183, из которых 114 девочек (62,3%) и 69 мальчиков (37,7%). Средний возраст — 14,62 “годика”, средняя успеваемость — 4,12, среднее количество экранного времени — 7,51 часа, а сна — 6,68 (это первый красный флажочек, который остался незамеченным поначалу).
Я особо не вычищал статистические выбросы, хотя, может, и нужно было. Их не очень много — может, один или два с обоих полюсов. При 183 респондентах незначительное количество выбросов влияния на результаты не окажет.
У меня было несколько гипотез:
-
Экранное время негативно влияет на оценки.
-
Экранное время негативно влияет на сон.
-
Нехватка сна влияет на оценки.
-
ТикТок хуже Телеграма влияет на оценки (взял смеха ради).
-
Спорт улучшает сон.
-
Ученики страдают цифровым слабоумием.
-
Экранное время негативно влияет на спортивные активности.
-
Развитое логическое мышление крайне положительно влияет на оценки.
Мы немного поговорим об отдельных гипотезах из списка, а потом я обобщу всё в таблице.
Первые три пункта были логичными и прямыми, “в лоб”, так сказать, но там получилось всё не так однозначно, поэтому я пошёл “хулиганить”: сначала глянул, как приложения влияют на сон или оценки — оказалось, что никак. Потом подумал: а что, если дети, которые занимаются спортом, спят лучше? “Тыкнул” — и нифига себе, статзначимый результат. Думаю: отлично, а давай проверим, что там у нас с экранным временем и влиянием на сон — фигак, ещё один статзначимый результат. Но тут “приключения” не закончились.
Когда я проектировал опросник, Максим Дорофеев предложил воткнуть туда тест на сложные аналогии[^3], то есть у меня есть измерения степени “логического мышления” детей. Тест непростой, поэтому я не ожидал высоких результатов — так и получилось. Однако я решил проверить вот что: существует ли связь между результативностью теста и оценками? Иными словами, решил оценить тренд “цифрового слабоумия”[^4]. И каким же было моё удивление, когда оказалось, что связи нет. То есть количество часов в телефоне и результаты теста “на логику” вообще никак не связаны, значит, нет цифрового слабоумия. Тем не менее результаты теста на сложные аналогии очень хорошо предсказывают успеваемость — тут, пожалуй, мы Америку не открыли, но пусть будет. Вот результат:

У тех, кто много использует телефон, и у тех, кто не очень много, в одинаковой степени развито логическое мышление.
Позволю себе вернуться к оценкам в школе и экранному времени. Выяснилась очень интересная особенность: экранное время сильнее влияет на оценки девочек, чем на оценки мальчиков. Посмотрите на линии: они имеют нисходящую динамику, то ес��ь эффект негативный. Тем не менее p-value 0,089, что значит, имеется некоторый тренд, но не статистически значимый результат[^5].

При этом обратная картина, если смотреть, как количество сна влияет на оценки, — буквально развернутый.

В этом месте мне подумалось: а что, если спорт как-то влияет на количество сна? И таки да, влияет. Те, кто ходят три раза в неделю на тренировку, спят в среднем на 40 минут дольше, чем те, кто не ходят или ходят 1–2 раза в неделю.

Мне в этот момент вспомнилась книга Мэтта Уокера “Зачем мы спим”[^8]. В одной из глав он приводил в пример исследование, где измерялась реакция и интеллектуальные способности человека с недостатком сна. Так вот, если человек недоспал 20 минут (или около того) — это равно одной выпитой бутылке пива, а дальше эффект уже в прогрессии, недосып=опьянение. И здесь я задумался: а как у тех, кто занимается спортом более 3 раз в неделю, с оценками? И закономерно — у них они выше. Конечно, выше: если быть “трезвым” в школе, то будешь и учиться лучше.

Когда я увидел столбики “спорт–оценки”, настал момент ЭВРИКИ. Что будет, если поставить в ринг сон и экранное время — кто из них первым отправит в нокаут школьные оценки ребёнка?
Однако, к��к это рассчитать, я не знал. Немного поковырялся “в интернетах”, спросил ИИ — и на выходе получил метод множественной линейной регрессии[^7], при котором используются две независимые переменные (сон и экранное время) при прогнозировании одной зависимой переменной (оценки)[^6]. И тут вот что оказывается!
Если брать сон и экранное время как предсказатели успеваемости, то сон вообще не имеет значения (p-value = 0,55), а вот экранное время отправляет в нокаут успеваемость (p-value = 0,002). При этом, если посчитать экранное время в будни и выходные отдельно, то будние дни, с чуть более худшим p-value = 0,008, имеют значительно более негативный эффект на успеваемость, потому что, скорее всего “вытесняют” время, отведённое на учёбу.
Обобщённая таблица
|
Гипотеза |
Результат |
Статистика и комментарии |
|---|---|---|
|
1. Экранное время негативно влияет на оценки |
Есть тренд |
Относительно значимо ( |
|
2. Экранное время негативно влияет на сон |
Влияет |
Значимый результат ( |
|
3. Нехватка сна влияет на оценки |
Не влияет |
Статистически незначимо ( |
|
4. ТикТок хуже Телеграма влияет на оценки |
Не влияет |
МИФ Может, потому что пользователи ТикТок проводят больше времени в приложении, но они спят не меньше, чем пользователи Телеграм. Это так, мысли вслух и просто “смеха ради”. |
|
5. Спорт улучшает сон |
Влияет (погранично) |
Есть значимость 2–3 тренировки в неделю ведут к значительно большему сну ( |
|
6. Ученики страдают цифровым слабоумием |
Не страдают |
Ничего не указывает на это ( |
|
7. Экранное время негативно влияет на спортивные активности |
Влияет |
Значимый результат ( |
|
8. Умение логически мыслить влияет на оценки |
Влияет |
МАКСИМАЛЬНО ЗНАЧИМО ( |
|
9. Комбинированный эффект от экранов и сна на оценки |
Экранное время нокаутирует оценки |
МАКСИМАЛЬНО ЗНАЧИМО ( |
Так, хорошо, а что делать?
В заключение мне бы очень хотелось сказать, что всё пройдёт, и дети “перебесятся”, станут ответственными и дисциплинированными, перестанут “залипать” в гаджетах, и оценки у них начнут улучшаться, но нет, не скажу. Как отец двоих детей: студентки первого курса Пироговского медуниверситета и шестиклассника, скажу, что так оно не будет, а будет лишь хуже.
Взглянув на таблицу выше, могу сказать, что нам поможет: спорт три раза в неделю, ограничение времени перед экраном смартфона и режим сна (в 22:00 — “на горшок и в люлю”). Тут есть небольшой нюансик, который хочется уточнить: 2–3 раза спорт — это, конечно, хорошо, но в опроснике я упустил один крайне важный вопрос: сколько у вас дополнительных занятий в неделю (репетиторы, кружки и прочее)? Это тоже может быть сильным предсказателем академического результата и возможного малого (более низкого) числа часов экранного времени.
Но почему экраны, спорт и сон?
Вот поэтому мне нравится медленно работать с дан��ыми — иногда хорошие мысли приходят после того, как поспал, или погулял, или когда кто-то что-то совершенно случайно сказал, или когда сам заметил цифру, на которую раньше не обращал внимание. Так случилось и тут.
Экранное время оказывает лишь 6,1% влияния на академическую успешность, то есть на оценки. Остальные 93,9% зависят от учителя, школьной программы, прилежности ученика при выполнении домашнего задания, природного таланта (да, такое тоже не стоит сбрасывать со счетов). Но ни одного из этих показателей у меня нет. А если бы даже я запланировал их измерить, то, скорее всего, это было бы невозможно, потому что “оцифровать природный талант” — задача с тремя звёздочками. Но что у меня есть — так это спорт и сон. И мне стало интересно, как экранное время, недостаток сна и недостаток спорта влияют на успеваемость ребёнка. Назовём это измерение условным “накопительным эффектом факторов риска”. Когда я это рассчитал, меня и тут ждал сюрприз.
Я условно создал три категории учеников:
-
0 – нет факторов риска (низкий показатель экранного времени, достаточно сна и несколько раз в неделю спорт)
-
1 – один фактор риска (или экранное время, или сон, или спорт)
-
2 – два фактора риска (любая комбинация из двух факторов)
-
3 – три фактора риска (высокое экранное время, недостаточно сна и недостаток спорта)
И получил вот такую картинку:

Нифига себе! Если у ребёнка только один фактор риска, то он на самом деле повышает свои оценки. Это наталкивает на мысль, что ребёнок крайне устойчив к плохим привычкам: если присутствует что-то одно (и иногда и два фактора), то успеваемость даже увеличивается — возможно, потому что он своеобразно “отдыхает”. Но когда к одному из факторов добавляются два других, начинается падение. Вот разбивка по средним баллам:
-
Группа 0 — 4,10
-
Группа 1 — 4,22
-
Группа 2 — 4,15
-
Группа 3 — 3,82
Между двумя последними группами падение в 0,33 балла — это очень много. Я думал, что ошибся где-то, составил вместе с Gemini 3 Pro скрипт для расчёта p-value, которое оказалось 0,014, и это статистически значимо.
Подведу итог этого раздела: фактор риска имеет накопительный эффект. Если присутствует что-то одно — это, возможно, д��же станет причиной роста успеваемости. Но когда добавляется что-то ещё, комбинированный эффект отправляет в нокаут спортсмена из синего угла – “хорошие оценки”.
Можно ещё посчитать коэффициент Коэна: если кому интересно — он 0,42, что сигнализирует о среднем–значительном эффекте. В западной педагогической психологии эффект такого размера принято считать “переломной точкой успеваемости”. У Джона Хатти[^9] есть огромное исследование на эту тему — я осилил лишь половину: там столько цифр, что мозг натурально “устает” через пару страниц.
Оптимальный объем каждого из трех факторов
Хорошо, мы с вами поняли, как недостаток сна, экранное время и спорт влияют на оценки, но какой у каждого из факторов оптимальный объем? Иными словами, после каких значений начинается деградация познавательных способностей?

Количество часов перед экраном следует ограничивать 4 часами в день, неважно при этом, что ребенок делает: обращается ли к электронному дневнику, смотрит домашнее задание или изучает сценарий урока. 4 часа – это максимальное значение экранного времени. Я позволю себе немного усугубить: 4 часа совокупного экранного времени — телефон, планшет, компьютер (игры), телевизор (сериальчики).

Сон: тут все просто, 9 часов — меньшее количество оказывает негативное влияние на оценки. Двухчасовой выброс – это выброс, на него не стоит ориентироваться. Вот три часа сна и средняя оценка 3,5 — это достаточный сигнал. Что интересно: свыше 9 часов тоже оказывает негативный эффект на оценки. Кстати, вот эти ребятки[^11] нашли аналогичный негативный эффект: много сна (больше привычных 7-8 часов) оказывает негативный эффект на взрослого человека, вплоть до депрессии. У детей цифры немного отличаются в сторону увеличения, им нужно больше сна, но закономерность «много сна = плохо для здоровья» присутствует как и у взрослых.

Ну и спорт: три раза в неделю — оптимальный объем, меньше — и получаем негативный эффект на оценки ребенка.
Вопросы “из зала”
Мне нравится делиться результатами исследований с аудиторией и слушать мнение моих друзей и подписчиков. Вот давний друг @pavlbon задал вопрос следующего содержания:
> [!quote]
> Вот и вопрос. Сделали смартфоны хуже? Не напрямую, а тем, что добавили ученикам больше шансов получить два риска и проблемы с успеваемостью.
Объективно в прошлое мы попасть не можем, но что мы можем — так это сделать “прокси”: считать низкое количество экранного времени предиктором успеваемости ребёнка из досмартфоновой эпохи, а большое количество экранного времени — предиктором успеваемости современного ребёнка.
Мы рассчитаем, какова вероятность, что у ребёнка в досмартфоновую эпоху будут два дополнительных фактора риска (недосып и недостаточная физическая активность), и соотнесём это с “современным” ребёнком. Гипотеза — показатели должны отличаться.
Если окажется, что параметры досмартфоновой эпохи и современной отличаются хотя бы в полтора раза, то это будет означать, что смартфоны “заряжают” ребёнка на “продалбывание” спортивных активностей и лишают сна, создавая условия для эффекта домино, когда один риск-фактор тянет за собой два других.
Посчитали[^10], получилось вот так:

В досмартфоновую эпоху риск того, что ученик будет одновременно страдать от недосыпа и недостатка физической активности, — 16,7%. В то время как риск “современного” ученика — 33,3%, что в два раза выше. Это косвенно подтверждает гипотезу, что смартфоны увеличивают вероятность эффекта домино. То есть они не просто влияют на оценки — они “вытесняют” из жизни ребёнка сон и спорт, и тем самым создают условия для снижения успеваемости.
Данные, использованные при анализе:
-
Статистика — отчёт, выгруженный из Jupyter Notebook, чтобы любой мог попробовать повторить с моим датасетом. Там же можно посмотреть, что и как я считал, и всякий, у кого есть Python с библиотекой Anaconda, может повторить в пару кликов, буквально в пару.
-
Грязный опросник. Данные опросов, в которых я немного “потыкал”, посчитал всякие “средние значения”, тогда, когда не знал о таком прекрасном инструменте, как Jupyter Notebook.
-
Чистый датасет, который я привёл в порядок с помощью Python.
-
Промт для того, чтобы создать себе “мастера-статистика”, который поможет разобраться в параметрах и может подсказать, что и как считать, и написать код для Jupyter Notebook.
ПОДПИСАТЬСЯ НА МОЙ ТЕЛЕГРАМ: https://t.me/zettelkasten_ch
Reference:
[^1]: В оригинале это звучит “Common sense is not so common”
[^2]: Ясюкова Л. Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы //Психологическая газета [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/8560/ (дата обращения: 21.08.2024).
[^3]: Попробуйте найти в интернет и пройти, только сядьте спокойно, в тишине и попробуйте решить честно, вы много про себя узнаете, уверяю ;) Вот тут есть тест, ключи и всякая теория
[^4]: Carr N. Is Google Making Us Stupid? // The Atlantic. 2008.
[^5]: Для значимого результата нужно чтобы было меньше 0,05
[^6]: Если, вдруг кому-то интересно то рассчитывается он так: GPA=Base+(Weight×Sleep)+(Weight×ScreenTime). Можно заморочиться и пойти в линейную алгебру, я попробовал, посмотрите в полном отчете Python в конце заметки, но что так, что так результат значимый.
[^7]: ”Линал”, в универе терпеть не мог, а тут с помощью ИИ вроде бы даже начал чего-то понимать
[^8]: PhD M. W. Why We Sleep: Unlocking the Power of Sleep and Dreams / M. W. PhD, New York: Scribner, 2017. 368 c.
[^9]: Hattie J. Visible Learning / J. Hattie, 1st edition-е изд., London ; New York: Routledge, 2008. 392 c.
[^10]: см. запись “статистика”, в разделе данные
[^11]: Sidra Ilyas [и др.]. AM I OVER-SLEEPER? OVERSLEEPING AND COGNITIVE FUNCTIONING AMONG UNIVERSITY STUDENTS: MEDIATING ROLE OF MENTAL WELLBEING // The Mind-Journal of Psychology. 2022. № 1 (2). C. 13–29.
Автор: Rustam_aka_Rust


