Вот так подкрути геймификацию и мотивация болеть не будет. ai.. ai. ml.. ai. ml. ачивки.. ai. ml. ачивки. геймификация.. ai. ml. ачивки. геймификация. мотивация.. ai. ml. ачивки. геймификация. мотивация. награды.. ai. ml. ачивки. геймификация. мотивация. награды. нематериальная мотивация.. ai. ml. ачивки. геймификация. мотивация. награды. нематериальная мотивация. разметка данных.. ai. ml. ачивки. геймификация. мотивация. награды. нематериальная мотивация. разметка данных. рейтинговая система.

В учебнике обществознания за 9 класс есть определение экономики как науки: «Экономика — наука о том, как люди удовлетворяют свои постоянно растущие потребности в условиях ограниченности ресурсов». Точно так и в разметке — нам нужно удовлетворить свои постоянно растущие потребности в объёмах и качестве разметки, а бюджет ограничен. Помочь нам в этом может система мотивации.

Привет! Меня зовут Кузнецов Роман. Я занимаюсь разметкой и модерацией данных в Альфа-Банке. В этой статье хочу поднять извечную задачу — как мотивировать разметчиков делать много и качественно, но при этом за те же деньги (вместо разметчиков поставьте своё). Расскажу, как мы в банке нематериально мотивировали ребят, ввели геймификацию и даже повысили их творческую активность!

Как вы знаете, есть два вида мотивации: материальная и нематериальная.

Материальная мотивация — самый очевидный вид мотивации. Очевидно, что она работает. И у нас она введена уже давно. Для разметчика здесь всё просто — делай объём выше нормы и качественно — получай премию.

А с нематериальной мотивацией сложнее. Нам нужно сделать так, чтобы разметчики делали все круто, много, а ещё и за те же деньги. 

Мы нашли два инструмента: рейтинг и геймификация в рабочие процессы. Простые, но работают как швейцарские часы.

Как сделать карьерный рост разметчика прозрачным?

Нужен рейтинг. 

Разметчики (их ещё называют ассессорами или ai-редакторами) тоже хотят карьерного роста. Они могут вырасти от разметчика до ведущего разметчика, а потом — до начальника группы. Прозрачности здесь добавляет рейтинг — показывает потенциал разметчика занять более высокую позицию. 

В рейтинге мы видим балльную оценку разметчика и соответственно его место среди других (к слову, это у нас в управлении самая посещаемая страница в Confluence). 

Вот так подкрути геймификацию и мотивация болеть не будет - 1

Ребята могут этот рейтинг отфильтровать как им захочется. Допустим, посмотреть, какое место Ваня занимает среди ребят на такой же должности. Если в ближайшее время появятся ставки на должность выше, то Ваня сможет понять какие у него потенциальные шансы на рост. 

  • Если шансы высоки — все классно, стоит удерживать текущий темп работ и начинать смотреть на показатели коллег с должностью выше. 

  • Если есть проблемы — стоит поработать над своими метриками и выбиваться в лидеры. 

Также можно увидеть, что у Димы самый высокий показатель в рейтинге — это повод сходить к старшему коллеге и попросить совета или помощи в улучшении своей работы.

Как формируется рейтинг

Здесь нам конечно «повезло», так как работу разметчиков относительно просто оцифровать, ведь у нас есть всего два ключевых показателя работы разметчиков, которые легко посчитать: объём размеченных заданий и качество разметки

Для многих других должностей типа DS’ов, аналитиков, разработчиков и других так просто не получится, и нужно будет поразмышлять над подходом (чем мы, кстати, сейчас тоже занимаемся).

В общем, рейтинг считается как средневзвешенное и включает 4 показателя: 

  • объём размеченных заданий, 

  • качество разметки, 

  • оценка руководителя, 

  • оценка инициативности.

№1. Объём размеченных заданий (как много делает разметчик). 

У нас есть целевое значение плана. Если план выполнен на 100%, то это 100 баллов. Если план выполнен больше или меньше, то также считаем в процентах и переводим в баллы 1:1.

Допустим, разметчик Саша выполнил 98% плана. Процент выполнения плана переводим в баллы в соотношении 1:1 — значит он получает 98 баллов. Далее его баллы умножаем на 0,3 — вес показателя выполнения таргета по плану (веса мы определяли эмпирическим путем). Итого получаем 98 * 0,3 = 29,4 балла рейтинга.

Вот так подкрути геймификацию и мотивация болеть не будет - 2

№2. Качество разметки. 

Аналогично пункту выше — считаем процент от целевого значения и переводим в баллы.

Вот так подкрути геймификацию и мотивация болеть не будет - 3

№3. Оценка руководителя. 

Начальники групп по 100-бальной шкале оценивают работу разметчиков: как ребята коммуницируют, вовремя ли сдают работу и т.д. (кстати, эта оценка также напрямую влияет на премию сотрудника).

Вот так подкрути геймификацию и мотивация болеть не будет - 4

№4. Оценка инициативности. 

Этот показатель мы придумали вместе с рейтингом. Наша цель — «подтолкнуть» ребят к разного рода не основным активностям, типа написания статей, выступлений и т.д. Мы как управление разметки данных тут получаем рекламу внутри и вне банка, а также потенциальные артефакты, возникающие в ходе подготовки ребят. Разметчики как увеличивают экспертность в своем направлении, так и развивают личный бренд, навыки выступления и другие скилы. Еще это своего рода тимбилдинг, так как могут объединяться в небольшие группы для решения творческих задач типа подготовки выступления.

Вот так подкрути геймификацию и мотивация болеть не будет - 5

И кстати, этот показатель хорошо сработал — после его введения у нас количество заявок на статьи и выступления выросло в 2 раза.

В общем, теперь у нас есть все показатели и их веса и можно посчитать итоговый рейтинг (у нас в примере получилось 89,1).

Отмечу, что веса мы выбирали эмпирическим путем. Сравнивали различные варианты, обсуждали с начальниками групп и остановились на текущем. У показателей объемов и качества веса выше, так как это ключевые показатели работы разметчиков, характеризующие их основную деятельность.

Добавляем геймификации и эмоций

Мы сделали ачивки. 

Всё как в компьютерных играх, когда получаешь виртуальную награду с крутым названием за какое-то достижение. Достижения могут быть абсолютно разными. Мы хотим поощрять ребят за любые активности: сделал больше всех, лучше всех, выступил где-нибудь, шесть месяцев подряд был в топе рейтинга и многое другое.

Вот так подкрути геймификацию и мотивация болеть не будет - 6

Не знаю как, но ачивки работают:

  • Ребята видят признание их достижений, а это всегда приятно.

  • Ребята конкурируют за ачивки, но в игровой форме — получаем здоровый соревновательный дух.

  • Прогресс сотрудника наглядно отображается в виде ачивок. Лидеры рейтинга как правило будут и с большим количеством ачивок.

  • Даже виртуальная награда поднимает ребятам настроение.

В сравнении с рейтингом, ачивки мотивируют ребят смотреть на каждый свой показатель в отдельности. К примеру, когда мы вместе с рейтингом ввели ачивки по качеству, то отметили в первый месяц рост качества в среднем на 1-1,5 п.п. в зависимости от проекта.

Выводы

Кажется, что текущий тренд в разметке, ИТ и не только — внедрение AI-ассистентов, авторазметка с помощью LLM и т.д. Но никогда не стоит забывать про людей. Люди — фундамент процессов модерации и разметки данных. Мотивировать их можно не только за счет денег, но и вводя различные виды нематериальной мотивации. В нашем случае мы ввели всего два простых и давно всем знакомых инструмента. Хотя они давно известны, работать от этого они не перестали и обеспечили ребят прозрачным ростом за счет общего рейтинга, а также добавили эмоций и геймификации за счет введения ачивок.

Автор: KuznetsovRS

Источник

Rambler's Top100