Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты. selectel.. selectel. Блог компании Selectel.. selectel. Блог компании Selectel. геймдев.. selectel. Блог компании Selectel. геймдев. дизайн игр.. selectel. Блог компании Selectel. геймдев. дизайн игр. игры.. selectel. Блог компании Selectel. геймдев. дизайн игр. игры. Игры и игровые консоли.. selectel. Блог компании Selectel. геймдев. дизайн игр. игры. Игры и игровые консоли. Продвижение игр.. selectel. Блог компании Selectel. геймдев. дизайн игр. игры. Игры и игровые консоли. Продвижение игр. Разработка игр.. selectel. Блог компании Selectel. геймдев. дизайн игр. игры. Игры и игровые консоли. Продвижение игр. Разработка игр. российские игры.
Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 1

Привет! Думаю, никого не удивлю, если скажу, что российская игровая индустрия долгое время оставалась в тени студий-гигантов мирового уровня. Однако в последние годы ситуация понемногу начала меняться в лучшую сторону. Несмотря на все сложности, независимые студии и небольшие команды разработчиков продолжают создавать игры, которые находят свою аудиторию не только в России, но и за ее пределами. Особенно активно развивается сектор AA- и инди-игр, где авторские идеи, интересные механики и оригинальные миры находят себе дорогу к геймерам.

Используйте навигацию, если не хотите читать текст целиком:
Ключевые тренды в отечественной разработке
Morteshka
Sad Cat Studios
Tortuga Team
Dreamside Interactive
Konfa Games
Alawar Premium
Weappy Studio
Заключение

Ключевые тренды в отечественной разработке


Разработчики часто компенсируют отсутствие ресурсов изобретательным геймдизайном, нестандартными механиками и оригинальной визуальной подачей. Игры, в которых присутствует локальный колорит (мифология, история, язык, архитектура), воспринимаются лучше. Это создает уникальность и узнаваемость.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 2

Источник.

Несмотря на сложности с дистрибуцией, российские студии продолжают выпускать игры через Steam, itch.io, GOG и работают над портами для Nintendo Switch, Xbox и PlayStation. Развиваются сообщества геймеров и разработчиков. Многие студии, что приятно, активно работают с фидбеком игроков через Discord, Boosty, VK и Telegram. Хотя, чего уж, есть и те, которые оставляют комьюнити один на один с недоработанным продуктом, выпущенным ради освоения бюджета. Но эта статья не о них.

Разработчики все чаще обращаются к славянской мифологии, постсоветскому ландшафту, тревожной атмосфере 90-х. Это то, чего в играх пока мало и что выделяет отечественные проекты.

Многие команды экспериментируют с жанровыми рамками: рогалики с тактическими элементами, симуляторы с сюжетной основой, платформеры с квестовой структурой. Даже при ограниченных ресурсах инди-студии делают ставку на атмосферу, стиль и новизну. И это работает: Loop Hero от Four Quarters — прекрасный пример.

Конечно, не все идеально и проблемы имеются. Это отсутствие крупных издателей и инвесторов внутри страны, сложности с международной дистрибуцией, ограничения на монетизацию и продвижение, миграция талантливых разработчиков и т. д. Тем не менее, студии находят пути обхода: краудфандинг, подписные модели, коллаборации с азиатскими и восточноевропейскими издателями.

Разработчики из России и стран СНГ, несмотря на давление, продолжают создавать оригинальные продукты, которые способны конкурировать на мировом уровне. Им не хватает только одного — внимания. А это как раз то, что мы можем им дать.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 3

Morteshka


Morteshka — это независимая игровая студия, основанная в Перми. Команда прославилась благодаря своей приверженности славянской мифологии, мрачному фольклору и оригинальному нарративу.

В 2017 году Morteshka выпустила маленькую, но атмосферную визуальную новеллу «Человеколось» (The Mooseman), основанную на мифологии финно-угорских народов. Уже тогда было видно: команда умеет превращать древние образы в современные интерактивные игры.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 4

Источник.

Карточный рогалик «Черная книга» (2021) был высоко оценен игроками за атмосферу, продуманный сюжет и эстетически выверенный стиль. Это мрачная RPG с элементами карточного боя, рогалика и визуальной новеллы, действия которой разворачиваются в альтернативной версии деревенской России XIX века. Игрок берет на себя роль Василисы, девушки, отказавшейся от судьбы обычной крестьянки и решившей стать ведьмой, чтобы вернуть к жизни погибшего жениха. Для этого она отправляется на поиски Черной книги, могущественного артефакта, способного исполнить любое желание.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 5

Источник.

Игра создает аутентичный мир с домовыми, банниками, чертями, русалками и прочими существами из народных сказаний, но без чрезмерной романтизации. Здесь фольклор живой, грубый, темный, а потому настоящий.

Каждая битва — это пошаговое сражение с использованием заклинаний в виде карт. Игрок собирает колоду заклинаний и комбинирует их, чтобы побеждать чертей и духов. Колоды можно настраивать, заклинания усиливаются, а некоторые действия имеют этические последствия.

На протяжении игры Василиса часто сталкивается с моральными дилеммами: помочь деревенским жителям или использовать их страх, изгонять чертей или приручать их как слуг. Игровой путь влияет на финал и взаимодействие с миром.

Игрок исследует карты, общается с NPC, решает головоломки и узнает реальные исторические детали о жизни крестьян, обрядах, суевериях и культуре Поволжья и Урала.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 6

Источник.

Игра переведена на несколько языков, включая английский, немецкий и китайский. Это помогло ей выйти за рамки локального рынка и получить признание в Steam и на Nintendo Switch.

«Черная книга» — один из редких примеров качественной игры с глубоко проработанным славянским контекстом, которая была создана в России и признана за рубежом. Игра показывает, как можно конкурировать на мировом уровне не за счет бюджета, а за счет культурной самобытности и грамотного геймдизайна. Тот случай, когда народная культура показана не в пародийном, а в фольклорном и литературном ключе.

На данный момент Morteshka анонсировали новую игру под названием «ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ» (ONE-EYED LIKHO), опять же вдохновленную фольклором и с уклоном в фолк-хоррор. Студия намерена углубить ролевую часть и еще больше осовременить карточные механики.

Sad Cat Studios


REPLACED — киберпанковый 2.5D-платформер с шикарной пиксельной графикой в духе «Бегущий по лезвию». Это один из самых ожидаемых пиксельных экшенов с эстетикой неонового ретрофутуризма от белорусской студии Sad Cat Studios. Игра выходит под издательством Coatsink/Thunderful и уже была замечена на Xbox и PC Gaming Show. Это пример того, как AA-проект из СНГ может успешно интегрироваться в глобальный рынок.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 7

Источник.

Sad Cat Studios относительно молода, но быстро привлекла внимание западных СМИ и издателей благодаря REPLACED. В игре есть глубокий сюжет, реалистичные анимации в стиле фотоперекладки и графика в стиле pixel art + 3D. Все это создает эффект живого пиксельного мира с объемом, тенями и динамическим светом. Выход планируется на PC и Xbox Series X|S, а также в Game Pass — что само по себе прорыв для инди-студии из СНГ.

В игре действие происходит в 1980-е, но в альтернативной реальности. Мир пережил ядерную катастрофу и технологический прорыв одновременно. Главный герой — R.E.A.C.H., искусственный интеллект, заключенный в человеческое тело. Он пытается выжить в постапокалиптическом городе Phoenix-City, где царит жестокая технократия, а люди — лишь ресурс для систем.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 8

Источник.

Это не просто киберпанк, это — технодистопия с философскими и гуманистическими вопросами, с исследованием мира, стелсом и схватками. Бои построены на контактной хореографии: каждая драка выглядит как поставленный бой из кинофильма — с уклонениями, захватами и добиваниями. Есть элементы метроидвании: постепенное открытие доступа к новым зонам. На экране почти постоянно — движение камеры, крупные планы, монтажные перебивки, как в фильмах.

Пиксельная графика в игре не ретро, а современное художественное решение, сочетающее ностальгический стиль с 3D-подачей, физическим освещением и синематикой. Музыкальное сопровождение — мрачный синтвейв и эмбиент, а-ля Trent Reznor meets Perturbator.

REPLACED попала в шоукейс Xbox на E3 2021 — это высшая планка внимания для инди-проекта. Это первый инди-платформер из СНГ, который визуально и технически сравним с Limbo, Inside и Katana Zero.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 9

Источник.

Пока дата выхода REPLACED не называется. По словам разработчиков, они не торопятся, чтобы выпустить «игру мечты» в том виде, в каком ее изначально задумали.

Tortuga Team


Tortuga Team — российская независимая студия из Калининграда, специализирующаяся на пошаговых стратегиях в духе старой школы, но с современной динамикой и дружелюбным визуальным стилем.

Студия основана в 2013 году как небольшая команда, на старте состоящая из трех человек. Основной фокус делается на доступные пошаговые тактики с яркой графикой, понятной механикой и внятной логикой боев. Работают на Unity, активно выпускают игры на PC, Mac, iOS, Android, а также на Nintendo Switch и других консолях. Один из редких примеров российской студии, делающей простые, но умные тактики без претензий на ААА, но с любовью к жанру. Их самые известные проекты — это серия Braveland и тактическая sci-fi-игра Spaceland.

Braveland — пошаговая стратегия в стиле Heroes of Might and Magic с элементами RPG. Каждая часть игры рассказывает об отдельном герое (крестьянин, воительница, пират и т. д.), который собирает отряд и идет через разнообразные земли, сталкиваясь с магами, разбойниками, орками и прочими.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 10

Источник.

Это была одна из первых российских мобильных пошаговых стратегий, которая получила международное признание. Серия продавалась в App Store, Steam, Google Play и вошла в подборки «Hidden gems» на многих платформах. Идеально сочетает доступность и тактическую глубину.

Spaceland (2019) — пошаговая тактика в научно-фантастическом сеттинге. Наследник XCOM и Laser Squad, но с динамикой аркады. По сюжету отряд космических рейнджеров высаживается на таинственной планете, где сталкивается с мутантами, роботами и остатками древних цивилизаций. Каждый персонаж — со своей историей, оружием и ролью в бою.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 11

Источник.

Простая, но глубоко сбалансированная тактическая механика идеально подходит для начинающих в жанре. Приятный визуальный стиль напоминает субботние мультики на канале СТС. Игра быстро стала любимой у фанатов казуальной тактики благодаря своей понятной сложности.

Tortuga Team делает честные и понятные тактики: без лутбоксов, без перегруза, без ААА-составляющей. Их игры — идеальный мостик для новых игроков, особенно на мобильных устройствах и консолях. Студия не боится экспериментировать с сеттингом: от средневековья до sci-fi.

Tortuga Team — один из немногих примеров российского инди, стабильно выпускающего и дорабатывающего пошаговые игры. У них сильное комьюнити и стабильный контакт с игроками, что редкость среди небольших команд.

В 2023-2024 годах студия была активна в Steam, обновляя Spaceland, а также работала над новым тактическим проектом. В 2025 году вышла Knigts of Braveland — новый экшн с элементами рогалика и многопользовательским режимом для друзей во вселенной Braveland. В новой игре использована более современная графика, но с сохранением тактического ядра.

Dreamside Interactive


Dreamside Interactive — независимая игровая студия из России. Она появилась с четкой целью: создать уникальный онлайн-мир, в котором игроки могут создать все, о чем мечтают. Здесь соединяются лучшие элементы симулятора выживания, фэнтези-RPG и крафтовых песочниц. Да, по описанию смахивает на Minecraft, но все же это совсем не то.

Проект, с которым студия дебютировала, — Frozen Flame — оказался настолько амбициозным, что его часто сравнивают с гибридами вроде Valheim, Dark Souls, Breath of the Wild и ARK. Это один из самых крупных инди-проектов, разрабатываемых на территории РФ.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 12

Источник.

Frozen Flame — это многопользовательская фэнтези-RPG с элементами симулятора выживания, действие которой разворачивается в гибнущем мире под названием Аркана. Игроки берут на себя роль тех, кто обрел силу замороженного пламени — магического ресурса, способного восстановить или уничтожить мир.

На первый взгляд, это выживалка: исследование мира, строительство, крафт, сбор ресурсов. Но под капотом гораздо больше: навигация по разрушающемуся миру, боевая система с магией, квесты с лором, полуоткрытые миры, кооператив и PvP, а также перманентное развитие персонажа.

Графика стилизована как 3D-модель в духе темного фэнтези. Эстетика напоминает Dauntless, Torchlight или World of Warcraft, но с более сдержанной палитрой и туманной атмосферой. Магия, биомы и летающие острова добавляют игре ощущение мистической потусторонности.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 13

Источник.

Dreamside Interactive использует Unreal Engine и активно работает с фидбеком сообщества. Игра долго находилась в раннем доступе в Steam и Epic Games Store. Официальный релиз состоялся в ноябре 2023 года, но студия продолжает развивать игру: планируются рейды, гильдии, новый континент, улучшение сюжетной кампании, патчи, сезонные события, балансировка и новые квестовые линии. В долгосрочной перспективе Dreamside хотят превратить Frozen Flame в мир-сервис, который живет годами и расширяется сообществом и лором.

Konfa Games


Konfa Games — независимая студия из Санкт-Петербурга. Студия прославилась благодаря Despot’s Game, но до этого сделала прелюдию — Despotism 3k (2018), мрачную сатирическую стратегию об эксплуатации человечества ради энергии, оформленную в духе киберпанка с черным юмором. Эта игра стала базой для идей, которые затем переросли в масштабный проект.

Despot’s Game — это рогалик-автобаттлер, в котором игрок управляет группой случайных человечков, брошенных в смертельно опасный лабиринт, чтобы сражаться за выживание… без шансов на выживание.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 14

Источник.

Игра совмещает элементы тактической стратегии, автобаттлера и ролевого развития, приправленные постироничным юмором и сюрреализмом. Все персонажи управляются автоматически. Ваша задача: набирать армию, оснащать, размещать и следить, как она погибает.

Визуально — это пиксель-арт с киберпанковым антуражем и множеством фантасмагорических врагов: от неоновых зомби до стен из мяса и разумных холодильников. Боевые юниты могут быть танками с холодильниками на спине, стрелками с тостерами, магами с йогуртом или некромантами с рубашками.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 15

Источник.

Стиль игры — циничный, абсурдный, с постмодернистской интонацией. Деспот (искусственный интеллект, комментирующий все происходящее) язвит, издевается и смеется над игроком. После расстановки юнитов начинается сражение, которое игрок только наблюдает. Все решают численность, классовая синергия, мутации и расстановка.

Игра вышла в раннем доступе в Steam в 2021 году, а полноценный релиз состоялся в октябре 2022 года. Поддерживается на ПК, Xbox, PlayStation и Nintendo Switch. Имеется мобильная версия, но пока в ограниченном доступе.

Konfa Games — редкая российская студия, успешно работающая на международную аудиторию, не теряя своей идентичности и стиля. Они доказали, что можно делать оригинальные рогалики и автобаттлеры, не копируя западные формулы. Despot’s Game попала в подборки лучших инди-игр на Xbox и была участником Indie Arena Booth на Gamescom.

В 2022 году Konfa Games объединилась с TinyBuild, чтобы продолжать расширение вселенной Despot’s Game.

Alawar Premium


Alawar Premium — это внутреннее подразделение компании Alawar, сосредоточенное на премиум-играх для ПК и консолей. В первую очередь — на неординарных сюжетных, инди и экспериментальных проектах. Студия базируется в России (Новосибирск, Москва), работает с 1999 года, но направление Premium появилось в середине 2010-х годов как реакция на запрос рынка на глубокие, неказуальные игры от СНГ-разработчиков. Игра Beholder от Alawar Premium стал международным хитом — и вдохновил множество последователей.

Ключевые проекты Alawar Premium:

  • Beholder (2016). Мрачная игра о слежке в тоталитарной стране. Получила признание на GDC, IndieCade, DevGAMM. Была локализована на десятки языков, включая японский и арабский. Вошла в школьные и университетские программы по этике.
  • Beholder 2 (2018). Расширила механику и перенесла действия в министерство. Сделала шаг в сторону point-and-click адвенчур и управленческого симулятора. Ещё больше вариативности и нарратива.
  • Do Not Feed the Monkeys (2018, совместно с Fictiorama). Игра об этике наблюдения в киберпанковом будущем. Сатира на современные реалии — от соцсетей до корпораций.
  • Song of Farca (2021, совместно с Wooden Monkeys). Неонуар-детектив, в котором вы — девушка-айтишник, взламывающая камеры и компьютеры, чтобы расследовать дела в полуразрушенном государстве. Глубокий сюжет, моральные выборы, «интеллектуальный гейминг».

Beholder — это глубоко атмосферная стратегия о тоталитарном государстве, где вы играете за управляющего многоквартирным домом, работающего на государство. Ваша задача: следить за жильцами, подслушивать, устанавливать жучки, докладывать или… помогать. Мрачный силуэтный арт в духе Papers, Please и This War of Mine. Все пропитано духом абсурдного тоталитаризма, с отсылками к СССР, Оруэллу и Кафке.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 16

Источник.

Игрок постоянно балансирует между долгом, страхом и человечностью. Нужно шпионить, но при этом возможно спасти, шантажировать или покрывать жильцов. Все зависит от вашего морального выбора — и от того, готовы ли вы платить за него последствиями.

Beholder — одна из самых известных российских инди-игр за рубежом. Игра продавалась в Steam, на консолях и даже на мобильных платформах. Она демонстрирует, как с небольшой командой и хорошей идеей можно создать сильное драматургическое высказывание. У игры есть комиксы, саундтрек, выставки — и она даже используется в курсах по этике и философии в некоторых европейских университетах.

Beholder 2 (2018) — уже не про наблюдение, а про карьеру внутри министерства, с элементами point-and-click.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 17

Источник.

Do Not Feed the Monkeys — это симулятор слежки. Вы шпион, который отслеживает несколько прямых видеопотоков с помощью внутриигрового настольного компьютера. Вы собираете информацию о людях и объектах, попавших в эти каналы, одновременно вам нужно следить за здоровьем персонажа и оплачивать арендную плату за квартиру. Хотя вам сказано не взаимодействовать с людьми, находящимися под наблюдением, это возможно сделать, что дает бонусы, но подвергает опасности.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 18

Источник.

Формально это point-and-click, но с элементами управления ресурсами: вам нужно есть, спать, платить аренду, выполнять задания клуба. В игре много социальной сатиры, юмора, иронии и безумия: все в духе Монти Пайтона, Дугласа Адамса и Черного зеркала. Это не просто шпионская игра, а настоящая медитация на тему слежки, власти и личной морали в эпоху гиперцифровизации.

Alawar Premium разрабатывали игру совместно с Wooden Monkeys (Беларусь). Wooden Monkeys не только помогала с программированием, UI и оптимизацией, но и участвовала в разработке технической архитектуры и тестировании. Они также известны по своему проекту Save Koch (2019), где сочетаются слежка, мафия и рогалик.

Издала игру студия Fictiorama Studios (Испания). Также они разработали сиквел Do Not Feed the Monkeys 2099 — прекрасный пример международной кооперации, где интеллектуальное инди выходит за рамки страны и жанра. Благодаря сотрудничеству игра получила лучшую поддержку русскоязычного региона, более точную локализацию и стабильную техническую реализацию.

Alawar Premium — один из немногих брендов из СНГ, кто осознанно делает инди-проекты с социальным или моральным подтекстом, и активно сотрудничает с независимыми внешними авторами.

Weappy Studio


Weappy Studio — это независимая игровая студия из Беларуси, прославившаяся благодаря серии This Is the Police и ее ответвлению Rebel Cops. Эти игры стали важным вкладом в нишу сюжетных стратегий и морально заряженных симуляторов власти, созданных на постсоветском пространстве.

Студия основана в 2014 году в Минске. Она начала с амбиций «делать игры как кино» — и действительно отличается кинематографичным подходом к сюжету, атмосфере и подаче. Работает небольшая команда, но активно сотрудничает с фрилансерами и локализаторами. Главный издатель — THQ Nordic, что дало студии выход на международный рынок.

This Is the Police (2016) — симулятор управления полицейским департаментом + визуальная новелла + стратегия. По сюжету вы начальник полиции в вымышленном городе Фрибург. Вам до пенсии осталось 180 дней, и за это время вы должны либо честно дослужить, либо… обогатиться. Коррупция, мафия, давление мэра, протесты, убийства, семейная драма — все свалилось на голову героя. Каждый день вы принимаете решения: кого отправить на вызов, кого уволить, кому взять взятку, а кого посадить.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 19

Источник.

Игра отличается сильным нарративом, написанным по законам нуар-детектива. Голос главного героя озвучил Джон Сент-Джон (легендарный голос Duke Nukem). Добавьте к этому атмосферный джазовый саундтрек и оргазм для ушей обеспечен.

Игровой процесс — тайм-менеджмент, принятие решений, система доверия среди офицеров. Сюжет развивается по множеству ветвей. Можно закончить как героем, так и трусом или даже преступником.

This Is the Police 2 (2018) — уже не просто стратегия. Сюда добавились тактические пошаговые миссии (в стиле XCOM). Здесь больше персонажей, каждый со своими чертами, характерами и предпочтениями. Появилась новая героиня — Лили Рид, молодой шериф в мужском коллективе. Добавилась углубленная этика: теперь не просто про черное-белое, а игра с последствиями, насилием и потерей контроля.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 20

Источник.

Rebel Cops (2019) — спин-офф This Is the Police 2, только пошаговая тактика без управления участком. По сюжету группа бывших полицейских объединяется в подпольный отряд, чтобы свергнуть криминального босса. Особенностью стали хардкорная сложность, атмосфера партизанской борьбы, дефицит патронов, ограниченные ресурсы.

Кто формирует будущее разработки игр в России: перспективные команды и проекты - 21

Источник.

Weappy Studio — одни из немногих, кто рассказывает про власть, коррупцию, мораль — не на уровне декорации, а на уровне игровой механики. Фирменный стиль студии: нуар, тревожная музыка, внутренняя борьба персонажа. Комбинация жанров — от визуальной новеллы до менеджмента и XCOM-тактики — делает их игры непохожими ни на кого.

Игры Weappy Studio вышли на PC, Xbox, PlayStation, Nintendo Switch, iOS и Android. Переведены на множество языков. Их подход к нарративу это идеальный пример для инди-студий из СНГ, как малой командой создавать узнаваемые, характерные проекты.

Сейчас у студии разработке новый проект, не связанный напрямую с серией This Is the Police.

Заключение


Будущее отечественной разработки игр — это не гигантские блокбастеры, а авторские, самобытные, технически выверенные проекты.

Несмотря на внешние вызовы, отечественная разработка сегодня — это активная, талантливая и по-хорошему упрямая среда. Именно в инди- и AA-сегментах формируется игровое будущее: не через крупнобюджетные проекты, а через идеи, стиль и смелость идти своим путем.

Следите за этими именами. А еще лучше покупайте их игры, рассказывайте о них друзьям и пишите отзывы. Потому что, возможно, именно эти студии определят лицо новой волны геймдева.

Автор: El_Gato_Grande

Источник

Rambler's Top100