За что многие не любят эйчаров? Заслуженно ли?. hr.. hr. найм.. hr. найм. найм персонала.. hr. найм. найм персонала. рекрутинг.. hr. найм. найм персонала. рекрутинг. Чулан.. hr. найм. найм персонала. рекрутинг. Чулан. эйчар.
HR-директор, по версии нейросети Krea

HR-директор, по версии нейросети Krea

… hr – не просто бесполезная, но вредная “профессия”

Вот сколько “хрюш” знаю, ни один (ни одна) не понимает кто, что и как делают на родном предприятии. Они просто клерки

Я бы отдел хр вообще не держал: или своих родственников, знакомых принимают, или других нулей. Один вред от них

Приведённые выше цитаты – это некоторые из комментариев, оставленных моими дорогими читателями к моей предыдущей статье, в которой в деталях описано одно необычное собеседование. История эта вызвала много бурных обсуждений. Спасибо моим дорогим читателям за интерес и живой отклик! Комментариев было много и на разные темы. И я даже решил написать статью о реалиях найма сотрудников в IT-компаниях, чтобы подробно разобрать наиболее частые вопросы/комментарии читателей. Однако по мере написания понял, что одна из тем, затронутых в комментариях, получается слишком обширной… И это тема эйчаров. Её я решил выделить в отдельную статью. Итак, сегодня говорим про эйчаров…

Уточнение

Комментарии, цитированием которых начинается эта статья, были оставлены не на Хабре, а на Дзене, где я опубликовал копию упомянутой статьи. Собственно, бурные дискуссии в комментах состоялись там же.

И начну я, пожалуй, с того, за что HR-ы, наверное, закидают меня ссаными тряпками. Дело в том, что я во многом согласен с авторами приведённых в самом начале комментариев. Самые стрёмные злоупотребления служебным положением и корпоративные интриги, которые я видел – исходили не от кого-нибудь, а именно от HR-ов. Но! При этом я также встречал и очень компетентных, эффективных HR-ов, которые очень помогали и мне лично, и компании в целом. Думаю, у людей часто складывается негативное впечатление от взаимодействия с HR-ами, потому что в России действительно мало квалифицированных HR-ов. По крайней мере, такой вывод я делаю на основе собственного опыта и опыта друзей и коллег. Приведу пару примеров…

В одной из компаний, в которых я работал, директор по персоналу отдавал найм персонала на аутсорсинг в кадровое агентство, с которым – как оказалось в дальнейшем – был тесно аффилирован. При этом он, конечно же, всячески тормозил создание рекрутингового отдела в компании, в которой был директором. Хотя на создании такого отдела постоянно настаивал топ-менеджмент.

А в другой конторе – российском подразделении одной транснациональной корпорации – директор по персоналу возомнила себя великой вершительницей судеб всего российского подразделения. Почти всё своё время она тратила на интриги. И это давало свои негативные плоды. Все, с кем она вступала в бой, ей проигрывали, ибо фокусировались по большей части на своих основных обязанностях и не готовы были почти 100% времени тратить на противоборство с ней. Проиграл даже гендиректор российского филиала, которого она умудрилась снять и заменить на полностью подконтрольного ей человека. Впрочем… я здесь говорю «проигрывали», однако сами люди, которых она выдавила из компании, ни о чём особо не жалели. Они хотели заниматься чем-то стОящим, а не энергозатратной борьбой с хищной руководительницей HR-службы. В итоге, они довольно быстро находили более подходящие для себя места работы. А по-настоящему проиграла, в действительности, компания…

Теперь чуть более подробно о проделках этой мадам… В какой-то момент она решила, что образовательная функция – проведение тренингов, семинаров, лекций для сотрудников компании – лежит полностью на HR. В чём-то я с ней здесь согласен. HR действительно может – и наверное, должен – брать на себя эту функцию. Но скорее, в области обучения психологии, карьерному росту, эффективному взаимодействию с коллегами, управлению конфликтами и пр. Эта же дама решила, что абсолютно все образовательные программы должны курироваться HR-департаментом. В том числе и программы обучения технических специалистов. К чему это, в итоге, привело? Она добилась прекращения контрактов с подрядчиками, которые уже успешно обучали инженеров техническим навыкам. Также она выдавила из компании одного из директоров-технарей, который успешно находил вовне лучших технических специалистов и договаривался с ними о тренингах, выступлениях и пр. На мой взгляд, то, что сделала HR-директор – серьёзная подстава для компании в целом. HR-ы не могут адекватно оценивать, какие технические навыки или какие конкретные лекторы необходимы инженерам. Технари гораздо лучше знают, что им нужно (конкретно, по технической части, конечно же, а не по части психологии, например). И даже если HR-ы хотят стать просто посредником в этом вопросе – типа, «давайте проведём опрос и поймём, что людям нужно, а потом сами пригласим подходящего человека» – то это всё равно так не работает. В технической тусовке существует множество неформальных связей с людьми из других компаний, фрилансерами, энтузиастами. За счёт этого есть возможность находить и приглашать ценных специалистов, которых HR-ы если и найдут, то не смогут до них достучаться. Также технари способны гораздо лучше напрямую объяснить потенциальному лектору, что именно от него ожидают. И тем более, если в компании уже есть люди, которые успешно частично решают задачу обучения персонала, зачем это рушить? Можно дополнять и помогать, но мешать нельзя. Например, если к эйчарам приходят сотрудники с конкретным запросом и просят помочь, то надо помочь. Но объявлять «приватизацию» всей поляны корпоративного обучения… Ничего хорошего из этого, на мой взгляд, не выйдет. Собственно, в той компании и не вышло. В частности, из-за HR-директора компания лишилась услуг ценного – штучного – консультанта по теме разработки софта в условиях большого количества регуляторных требований, предъявляемых как к самому софту, так и процессам его разработки, тестирования, поддержки. Та мадам добилась разрыва контракта с этим консультантом, потому что не она его приглашала и потому что сотрудничество с ним было выстроено через других людей…

Лирическое отступление…

Почему эта дама решила вцепиться мёртвой хваткой в тему обучения сотрудников? Думаю, что эйчары, читающие эту статью, уже давно угадали мотивацию этой буйной тёти. Дело в том, что HR-директорам крупных компаний в современных реалиях приходится упорно думать, как сохранить своё влияние в компании. Сейчас кадровый учёт во многих случаях может быть отдан на аутсорсинг специализированным конторам (хотя, конечно же, существуют ситуации, когда это затруднительно сделать). И многие крупные и даже мелкие бизнесы так и поступают: нанимают подрядчиков для ведения кадрового учёта. То же самое относится к рекрутингу. Рекрутинг тоже можно отдать на аутсорсинг в кадровые агентства. Это, возможно, посложнее и подороже, чем аутсорсинг кадрового учёта, но тоже вполне рабочий вариант. Тем более, что даже компании, имеющие большой штат рекрутеров, часто прибегают параллельно к услугам кадровых агентств. И в будущем, по мере внедрения искусственного интеллекта в рекрутинг (например, для автоматического поиска кандидатов, профиль которых «идеально» подходит под требования вакансии), услуги сторонних агентств, вероятно, будут становиться лучше и дешевле.

Как в таких условиях обосновывать сохранение в компании большой HR-службы? Как HR-директору сохранить собственную значимость? Необходимо искать направления деятельности, которые будет затруднительно отдать на аутсорс и которые будет непросто автоматизировать. Тема обучения персонала является здесь одной из популярных…

Но вернёмся к проделкам HR-мадам-директора… Выше я уже упоминал, что ей удалось даже выдавить из компании директора российского филиала. Он сильно мешал ей заменять старший менеджмент компании – в том числе уже упомянутого директора, активно занимавшегося образовательными программами – на лояльных ей людей. Поэтому она решила поменять в первую очередь самого гендира. У многих может возникнуть вопрос: как же так? Как ей удалось уволить гендиректора? Почему он сам не уволил её? Ну… это реалии некоторых больших транснациональных корпораций. Эта мадам с помощью интриг заручилась поддержкой старших вице-президентов головной компании. Хуже того: она не подчинялась гендиректору российского подразделения. HR-служба той компании имеет отдельную вертикаль подчинения. Служба целиком – все мировые подразделения – на самом верхнем уровне подчиняется старшему вице-президенту по персоналу, который подчиняется лишь CEO всей компании. То есть начальник любого сотрудника из HR-службы – это тоже кто-то из HR-службы. Такие вот пироги…

Однако это всё был негатив про HR-ов. Негатив, которого, к сожалению, в российских реалиях встречается много и из-за которого люди часто недолюбливают эйчаров. Думаю, из-за схожего негатива люди, вероятно, и накидали камней в огород HR-ов в комментариях к предыдущей статье.

Тем не менее, конкретно в моей практике было и много позитива в отношениях с HR-ами. Даже более того: мне, кажется, повезло работать рядом с лучшими представителями этой профессии. И я очень этому рад. С их поддержкой компаниям удавалось в сжатые сроки открывать и укомплектовывать новые офисы в других городах или стартовать новые направления бизнеса.

Если же взять тему найма, с которой всё и началось в предыдущей статье… Так вот, если вернуться к этой теме, то наверное, есть смысл вспомнить, что HR-ы бывают разные… Есть кадровики, есть бизнес-партнёры, есть рекрутеры. Нередко встречаются и те, которые совмещают несколько разных функций. Наймом занимаются, конечно же, рекрутеры. Рекрутеров – как и разработчиков, впрочем – довелось видеть и плохих, и очень плохих, и очень хороших.

Плохой рекрутер, в моём понимании – это тот, кто просто пересылает руководителю, ведущему найм сотрудников, резюме соискателей, которые откликнулись на вакансию, размещённую на Хэдхантере. Мало вижу в этом толка. Это просто перекладывание электронных бумажек из одного ящика в другой.

Хороший же рекрутер сам проактивно находит кандидатов с подходящими компетенциями. Может даже уговорить пообщаться тех из них, которые в данный момент не ищут новую работу. Более того, хороший рекрутер способен самостоятельно провести предварительную оценку навыков кандидата и понять, какие из них отлично ложатся на вакансию, а какие – не очень. Также такой рекрутер приходит на собеседование вместе руководителем, ведущим найм, и помогает ему разглядеть личностные особенности кандидата.

Вот пример. В одной компании искали офис-менеджера в новый большой офис. Рекрутер под это дело придумал кучу интересных вопросов и игровых сценариев. Одним из сценариев был следующий: «Вы пришли устраиваться на новую работу, и потенциальный работодатель вам сообщает, что в компании очень негативно относятся к алкоголю. Употребление алкоголя в офисах компании недопустимо. Вас, в итоге, нанимают и предлагают подписать что-то вроде меморандума, в котором всё это изложено. Подписью вы удостоверяете, что всё это понимаете, принимаете и готовы этому следовать. Также сообщают, что каждый сотрудник компании подписал такую же бумагу. Однако в одно прекрасное утро вы приходите на работу и видите, что все бухают прямо в офисе: рядовые сотрудники, менеджеры и даже директора. Ваши действия…»

Сразу скажу, что этот сценарий, как и большинство подобных сценариев, не предполагает «правильного» ответа. Он предназначен, чтобы взглянуть на личностные черты кандидата; понять, как он будет себя вести в нетривиальной ситуации. Хороших и плохих ответов здесь нет. Пикантным моментом является немного шокирующий характер сценария. Обычно кандидаты не ожидают подобных вопросов на собеседовании. И очень интересно и информативно наблюдать как они преодолевают первоначальный ступор. Ответы попадаются совершенно разные. От «присоединюсь к пьянке» до «меня это не касается, сяду и спокойно буду работать». И все эти ответы рабочие, ибо – повторюсь – «неправильного» ответа не существует. Но знаете, что ответила, девушка, которую, в итоге, наняли на должность офис-менеджера и которая с ней потом очень хорошо справлялась? Она сказала, что всех отп**дит, вые**т, заставит протрезветь и отправит работать. Руководитель нового офиса решил, что именно таким он и видит офис-менеджера. Понятно, что ту девушку наняли по совокупности многих характеристик, а не только из-за этого ответа. Я здесь просто пытаюсь проиллюстрировать, какую роль хороший, на мой взгляд, рекрутер может и должен играть в найме сотрудников. Он готовится к проведению собеседования так же, как и технические специалисты. Так же, как и они, разрабатывает вопросы и задания под конкретную должность и конкретного кандидата.

Резюмируем потихонечку… Думаю, я понимаю и частично разделяю негодование некоторых из моих дорогих читателей по поводу HR-ов. У меня у самого было много негативных моментов в общении с ними. Взять хотя бы директора по персоналу, про которую я написал выше. Полагаю, что среди сотрудников российского подразделения, в котором она работала, никто другой не причинил всей интернациональной компании больше вреда, чем она.

Однако не стоит забывать, что среди HR-ов попадаются замечательные специалисты, которые делают работу для всех сотрудников компании более комфортной, эффективной и интересной. Лично мне HR-ы помогали очень много, и я им за это очень благодарен.

То впечатление, которое у сотрудников будет оставлять HR-служба, будет процентов на 90 зависеть от компетенции руководителей этой службы. «Рыба гниёт с головы» – хоть и избитая поговорка, но вечно актуальная. Хороший руководитель HR-службы на вес золота и, на мой взгляд, в российских реалиях встречает достаточно редко. Даже в очень крупных и богатых компаниях. Исходя из собственного опыта, опыта моих друзей и знакомых, а также комментариев моих дорогих читателей, прихожу к выводу, что в России руководство HR-служб нанимается чаще всего не по принципу «на этих должностях нужны люди, обладающие ценными умениями и навыками». А нанимается оно по принципу «нужен хороший знакомый гендиректора, которому можно доверять. Навыки? Какие там могут быть навыки? Любой может этим заниматься».

Однако мне компетентные HR-руководители всё-таки встречались, поэтому у меня ощущение, что у нас с вами далеко не всё потеряно 😁.

Всем хороших HR-ов и удовлетворения от работы!

Есть ли у вас «анекдот» из собственной практики про хорошую или плохую работу HR-специалиста? Делитесь! Если же хотите расказать что-то другое – всё равно делитесь!

Автор: TechThink

Источник

Rambler's Top100