Сказочник, шут или маг? Инструкция по выживанию в аудитории. agile.. agile. группа.. agile. группа. групповая поддержка.. agile. группа. групповая поддержка. групповая психотерапия.. agile. группа. групповая поддержка. групповая психотерапия. коуч.. agile. группа. групповая поддержка. групповая психотерапия. коуч. обучающий материал.. agile. группа. групповая поддержка. групповая психотерапия. коуч. обучающий материал. Эдвард Де Боно. Серьёзное творческое мышление. Применение творческого мышления. Обучение.. agile. группа. групповая поддержка. групповая психотерапия. коуч. обучающий материал. Эдвард Де Боно. Серьёзное творческое мышление. Применение творческого мышления. Обучение. обучение детей.. agile. группа. групповая поддержка. групповая психотерапия. коуч. обучающий материал. Эдвард Де Боно. Серьёзное творческое мышление. Применение творческого мышления. Обучение. обучение детей. Презентации.. agile. группа. групповая поддержка. групповая психотерапия. коуч. обучающий материал. Эдвард Де Боно. Серьёзное творческое мышление. Применение творческого мышления. Обучение. обучение детей. Презентации. тренер.. agile. группа. групповая поддержка. групповая психотерапия. коуч. обучающий материал. Эдвард Де Боно. Серьёзное творческое мышление. Применение творческого мышления. Обучение. обучение детей. Презентации. тренер. Управление персоналом.. agile. группа. групповая поддержка. групповая психотерапия. коуч. обучающий материал. Эдвард Де Боно. Серьёзное творческое мышление. Применение творческого мышления. Обучение. обучение детей. Презентации. тренер. Управление персоналом. Управление сообществом.. agile. группа. групповая поддержка. групповая психотерапия. коуч. обучающий материал. Эдвард Де Боно. Серьёзное творческое мышление. Применение творческого мышления. Обучение. обучение детей. Презентации. тренер. Управление персоналом. Управление сообществом. Учебный процесс в IT.. agile. группа. групповая поддержка. групповая психотерапия. коуч. обучающий материал. Эдвард Де Боно. Серьёзное творческое мышление. Применение творческого мышления. Обучение. обучение детей. Презентации. тренер. Управление персоналом. Управление сообществом. Учебный процесс в IT. учитель.. agile. группа. групповая поддержка. групповая психотерапия. коуч. обучающий материал. Эдвард Де Боно. Серьёзное творческое мышление. Применение творческого мышления. Обучение. обучение детей. Презентации. тренер. Управление персоналом. Управление сообществом. Учебный процесс в IT. учитель. учиться.

Представьте: вы тихо сидите, пишете документы, проверяете баги или рисуете диаграммы, никого не трогая, как вдруг сверху приходит священный указ: «Ты же всё понимаешь. Расскажи другим.»
И вот вы уже не инженер, а… тренер. Не специалист, а наставник поколения.
Вам вручают группу коллег, которые пришли на обучение так же добровольно, как на медицинский осмотр.
А вы — с презентацией, трясущимися руками и вопросом: «А кто вообще меня сюда поставил?..»
Примите мои соболезнования.
И мою шпаргалку (для себя делал), как инструкцию по выживанию в роли внезапного учителя.

Итак, представим, что вам предстоит войти в аудиторию, где сидит N (5 < N < 20) человек, чьё представление о «бизнес-процессе» ограничивается процессом «заказать кофе с доставкой на работу», а слово «онтология» вызывает боль в мозгах и глазах.
Не паникуйте. Ваша задача — не выйти оттуда поседевшим.
Методология проста: диагностика, интеграция, маска.
Разбираемся по шагам.

Шаг 1: Диагностика. Онтологизируем аудиторию.

Первый урок — моделируем предметную область.
Ваша аудитория — это система, а каждый слушатель — объект.
Начните с опроса, чтобы выявить ключевые сущности и их атрибуты.

Задайте каждому вопрос: «Какова ваша цель?». Ответы кластеризуются:
«Меня направили разобраться, как мы тут работаем» -> Атрибут: Цель = "Формальное соответствие"
«Хочу научиться писать ТЗ, которые не будут уходить на 15 кругов согласования» -> Атрибут: Цель = "Практическая польза"

Параллельно оценивайте два ключевых параметра каждого объекта:

  1. Компетентность (Высокая/Низкая). Например, понимает разницу между «бизнес-процессом» и «бизнес-ланчем»?

  2. Активность (Высокая/Низкая).  Склонен спорить, что BPMN — это ненужная бюрократия или тихо переваривает всё, что дают?

Проведите анализ и синтез. Выведите усреднённый профиль группы.
Возьмите интеграл по группе.
Дальше — действуйте по протоколу.


Вариант 1: Группа «Тихая и некомпетентная» (Идеальные «as-is»)

Ваша маска. Архивариус-сказочник.

Эти коллеги честно признаются, что не в теме, и ждут, когда им разложат всё по полочкам. Не грузите их нотациями. Включайте режим «истории из скрама». Рисуйте им картинки, рассказывайте кейсы.

Пример из реинжиниринга. Не начинайте с теории IDEF0. Они уснут.
Начните с байки: «Вот был у нас процесс «Обработка заявки клиента». Жил-был менеджер Вася, который получал заявку по почте, потом звонил в отдел доставки, потом им звонил склад… И вот однажды почта Васи сломалась, и весь процесс остановился.
Так мы узнали, что наш процесс — это не процесс, а хаос. И нарисовали первую диаграмму, чтобы найти бутылочное горлышко».
Так они увидят боль и ценность метода.


Вариант 2: Группа «Тихая и компетентная» (Мечта архитектора)

Ваша маска: Тренер-фасилитатор-модератор-рефери.

Они уже знают, что swimlane — это не дорожка в бассейне. Они молчат, потому что либо уже всё поняли, либо нашли в вашей презентации 3 логические и 4 орфографические ошибки, либо экономят когнитивную энергию для действительно важных вещей.
Ваша задача — не рассказывать, а организовать им мозговые штурмы.
Кидайте им сложные задачи, устраивайте соревнования и вызовы.

Например, объясняете им не более чем за 5 минут теорию, а потом задача: «Перед вами — описание фичи «Добавить кнопку «Мне повезёт» в личный кабинет. За 10 минут выделите 5 сущностей, 3 бизнес-правила и 2 варианта использования. А теперь обменяйтесь вариантами и найдите друг у друга пропущенные нефункциональные требования».
Вы не говорите — вы создаёте процесс, в котором они генерируют знание сами.
Тишина в классе будет стоять звенящая, прерываемая только стуком клавиатур.
Вы — всего лишь рефери на этом ринге.


Вариант 3: Группа «Шумная и некомпетентная» (Кричащий хаос и кошмар интроверта)

Ваша маска: Шут-визуализатор.

Они полны энергии и мнений, которые чаще всего ошибочны. Спорить с каждым — бессмысленно. Их нужно увлечь и направить шум в конструктивное русло через визуализацию. Тихие сказки здесь не прокатят.
Их хлебом не корми — дай пошуметь и потыкать в кнопки. Любая пауза длиннее 3 секунд будет заполнена хаотичными вопросами не по теме.
Ваша задача — не дать им опомниться. Говорите громко, показывайте фокусы, жонглируйте мышками.

Пример из написания онтологий. Народ бунтует: «Зачем эти ваши онтологии? Нам продажи делать надо! Мы и так всё понимаем!». Не спорьте. Возьмите маркер и доску: «Отлично, давайте смоделируем ваше «и так понимаем». Давайте, Вася, вы — сущность «Заказ». К вам приходит что? Атрибут «статус». А к кому вы относитесь? К «Клиенту». А что между вами? Связь «размещает». Ой, смотрите-ка, а это уже онтология получается!». Вы превратили абстрактную концепцию в совместный и веселый процесс.


Вариант 4: Группа «Шумная и компетентная» (Бунт стейкхолдеров)

Ваша маска: Волшебник (с показом магии и чуда).

Самая сложная группа. Это скептики, которые уже прошли огонь и воду. Они будут оспаривать каждое ваше слово. Сначала вам нужно доказать, что вы — не очередной теоретик или увлечение начальства, а практик, который может решить их боль.
Это группа скептиков. Они умны, чтобы понять, что вы несёте чушь, и буйны, чтобы тут же вам об этом заявить. Они не примут вас просто как «лектора». Им нужно сначала доказать свою крутость. Продемонстрируйте им чудо. Как только в их глазах вы увидите не скепсис, а интерес — мгновенно смените маску на «Тренера» из варианта 2 и дайте им сложную задачу. Как только почувствуете, что авторитет снова падает — снова показывайте следующее «чудо».
Этот режим требует максимальной концентрации, как жонглирование бензопилами.

Пример. Народ кричит: «Документация устаревает в день написания! Её написание это пустая трата времени!».
Не оправдывайтесь. Покажите «чудо»: «Согласен. Поэтому мы не пишем, а генерируем её. Вот у нас есть CI/CD-пайплайн. Вот скрипт, который из Swagger-спека, прогоняя его через шаблоны, на выходе даёт не только валидный OpenAPI-файл, но и готовую страницу в Confluence с примерами запросов на Python и JS. Вся документация всегда актуальна, потому что она — артефакт сборки. Хотите разберём как?».
После этого демонстративного удара вы завоюете право быть услышанным и сможете перейти в режим Тренера-фасилитатора-модератора-рефери.


Итоговый протокол

Итоговый протокол

Обучать — это не про знания.
Это про выживание в условиях ограниченного внимания, низкого сна и высокой степени скептицизма. Вам не надо давать идеальное содержание, но надо быть достаточно интересным, чтобы их не уволокло в Телеграмм-чат.
Учите и учимы будете!

С первым сентября!

Владислав Тарасенко

Доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана, более 30 лет занимающийся исследованием и проектирование систем, увлечен философскими основами вычислительной техники и искусственного интеллекта. Специализируется на соединении абстрактных теорий с практической реализацией.

Автор: v5093075

Источник

Rambler's Top100